Нравится!

Mite: первый российский серийный гольф-кар

8 октября 2009 | 0 Комментариев

Гольф-кары – это такой отдельный сегмент транспортных средств, которые предназначены для обслуживания гольф-клубов: перевозки игроков и инвентаря. Разумеется, гольф-кары во всём мире делают, в основном, электрическими – бесшумными и экологичными, благо, ежедневные пробеги этих машинок относительно невелики и с ними справляются даже свинцовые батареи. Гольф-кары – сегмент индустрии для богатых, так уж сложилось, поэтому в России до некоторых пор о производстве таких машин не думали, все небольшие потребности легко покрывал импорт. Но в конце 1990-х годов в НТЦ ВАЗа началось проектирование оригинального гольф-кара. ВАЗовцы собрали несколько экземпляров, среди которых был даже электромобиль с грузовой тележкой. Пара машин поработала в Le Meridien Moscow Country Club подмосковного Нахабино, правда, неудачно: машины больше ломались, чем ездили. Так что у ВАЗовцев это дело не стало бизнесом и постепенно заглохло.

В 2004 году о ВАЗовском гольф-каре вспомнили люди, организовавшие фирму «Технопарк-Тольятти», связались с инженерами и дизайнерами, работавшими над тем проектом и договорились о возобновлении работы над прогулочным электрокаром. Но теперь уже независимо от автозавода, на своей площадке. Машину решили спроектировать почти полностью новую, с учётом замечаний, сделанных в своё время к Ладе-Гольф.

В процессе подготовки документации появился и потенциальный изготовитель – димитровградская фирма «МикаМотор», обладающая пусть небольшим, но вполне пригодным сборочным цехом в Ульяновской области. Назвали машину Mite, «маленький».

Первый экземпляр «Майта» частично собирался ещё в ВАЗовском НТЦ, в 2004-2005 годах. У него довольно любопытная судьба. Эта машина, в принципе, не предназначалась для широкого показа и тем более продажи, это был ходовой макет для отработки некоторых решений по управлению электроприводом. К тому же первый экземпляр получился перетяжелённым – для рамы не нашли заготовок расчётного сечения. Но выглядела машинка эффектно и ездила неплохо.

В 2007 году на ВАЗ приехала делегация из Чечни – тогда прорабатывался проект организации в Аргуне сборочного завода Чечен-авто. Сборку ВАЗов в Чечне справедливо решили начать с проверенной модели 2107, но задумывались и о других машинах. Пётр Прусов, курирующий со стороны тольяттинцев аргунский проект, показал чеченцам некоторые наработки по электромобилям, в том числе и Mite.

Машина понравилась и всерьёз зашла речь об организации её сборки в Аргуне. Но для положительного решения машину якобы требовалось показать в Грозном, лично Кадырову. Приехал из Чечни КамАЗ, Mite погрузили – и большего никто в Тольятти его не видел. Дескать, Кадырову так понравилась машина, что он решил оставить её у себя. Владельцы «Майта» только руками развели – президент, всё-таки, тем более, что чеченцы пообещали отдать за машину деньги. И отдали, правда через год, самостоятельно оценив её в 300 тыс руб.

Поисковые эскизы гольфмобиля:

Взрыв-схема Гольф Гольф 34 спереди сзади Гольф Зад Гольф зскиз з34 Гольф зскиз п34

В 2008-ом начали подготовку к производству. Сделали партию из 20 машин, часть из которых отдали в тестовую эксплуатацию в московский музей-заповедник «Коломеннское». Там «Майты» отработали лето, набрав статистику по замечаниям. В частности, оказались слабыми силуминовые крепления крыши и их заменили на стальные. Шумел редуктор ведущего моста – поменяли изготовителя. Ну и так дальше, по мелочи…

В Коломенском, 2007 годВ Коломенском, 2007 год

В Коломенском, 2007 год

Кризис застопорил работы почти на год. И только теперь «Технопарк-Тольятти» и «МикаМотор» возобновили подготовку к производству «Майта» в Димировограде Ульяновской области. Вот как это просходит:

     

Этому поспособствовал и Ульяновский Губернатор Сергей Морозов, которому Mite случайно попался на глаза. Машина эта вообще многим нравится – как артефакт, как нечто необычное и жизнерадостное. Спасибо дизайнерам проекта – выходцам с ВАЗа Михаилу Маркиеву и Владимиру Плешанову. Машину время от времени показывают на выставках, радуют, так сказать, праздную публику. Публика не очень верит, что Mite будет производиться в России. Но всё равно спрашивает: когда можно купить? Особо высокопоставленные клиенты начала продаж не ждут: например, один Mite после недавнего сочинского делового форума осел у саратовского губернатора. Еще один купил мэр Казани.

  

Mite, несмотря на конструктивную простоту, несёт в себе приличное количество ноу-хау. Главный конструктор «электрической» части проекта Андрей Гайдук начинал разрабатывать приводы для ВАЗовских электромобилей ещё в конце 1970-х годов и для «Майта» сделал, возможно, один из самых совершенных на сегодня комплектных электроприводов в составе 4-х либо 8-ми киловаттного электромотора, преобразователя мощности и индуктивных датчиков. С 72-вольтовой свинцовой батареей пробег на одной зарядке составляет 65-70 км. Это, кстати, довольно приличный показатель для такого напряжения питания.

   

Шасси 34 сзади Шасси 34 спереди

Докризисные прогнозы на ёмкость рынка – 5000 экз в год. Рентабельным производство будет уже при выпуске тысячи штук. Электрокар – штука, в принципе, несложная, не требующая высоких технологий и большого количества работников. Все производственные операции осуществляются вручную или с минимальной долей автоматизации – сварка рамы, сборка.

Пластиковые кузовные детали, агрегаты привода и трансмиссии будут делать подрядчики. «Майт» более чем на 70% состоит из отечественных деталей, импортного только – колёса и батареи. Но и шины можно заказать на отечественном заводе. Оттого и себестоимость машины невелика: при объёме в 1000 шт продавать «Майт» планируют за 10-11 тыс долларов.

  

Очевидно, что гольф-клубами возможное предназначение «Майта» не исчерпывается. Будут предлагать его различным муниципальным структурам в качестве транспорта для парковых зон, для больничных комплексов, для стадионов. Четырёхместный «Майт» может служить аэродромным ВИП-транспортёром, санаторно-курортным транспортом и т.д. Две машины заказала Москва для обслуживания туристов на Воробьёвых горах, пять «Майтов» делаются для Ульяновска. Понятно, что желаемых 5 тыс экз в год не будут делать ещё очень долго, но даже штучные заказы для «Мики Моторс» принесут очень нужные в нынешних условиях деньги. Она же обязуется наладить поставку запчастей и организовать сервис. А вот создание зарядной инфраструктуры целиком ложится на покупателя – эксплуатанта. Если это одна-две машины, то можно их и от обычной розетки заряжать. Если же в парке будут десятки «Майтов», то есть резон потратиться и на установку зарядных стоек в пределах ареала потенциального действия этих машин.

Нравится(3)Не нравится(1)
Дополнительные материалы


Нет комментариев  



Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.