Нравится!

«Пробки» из «облака»

6 сентября 2011 | 0 Комментариев

У навигационной программы «ПроГород» наконец-то появились «пробки». Если говорить чуть более официально, то компания «Сидиком» запустила в режиме бета-тестирования сервис построения маршрутов с учётом дорожной ситуации.

«Пробок» от «ПроГорода» ждали давно, фактически с момента появления этой программы на рынке. Уже тогда, два года тому назад, «пробочный» сервис был заявлен, но техническая его реализация растянулась на очень долгий срок. Более того: то, что тестируется сейчас, представляет собой некий промежуточный вариант при переходе к иной технологи сбора пробочных данных, который и планировалось внедрить изначально. А планировалась технология TrafficScience от британской фирмы ITIS Holding, которая оценивает трафик, анализируя перемещения сотовых телефонов по узким участкам территории, которые и являются автомобильными дорогами.

Договор «Сидикома» и ITIS Holding подписан в ноябре 2009 года, но по каким-то причинами внедрение этой технологии в России тормозится. А пока создатели «ПроГорода» пошли по традиционно-компромиссному варианту, «прикрутив» к программе технологию сбора пробок от «датчиков», такую же, какой пользуются «Навител», «Яндекс», «СитиГид»…Суть её в том, что каждый пользователь навигатора с возможностью выхода в интернет (или просто смартфона) является не только потребителем информации о пробках, но и её поставщиком, отдавая на сервер данные о своей текущей скорости. Очевидно, что качество «пробочной» информации напрямую зависит от количества активных пользователей программы, а вот как раз достижением в этой области «ПроГород» пока похвастаться не может; он уступает в распространённости «Навителу» и «СитиГиду». Как сообщил нам руководитель проекта «ПроГород» Александр Буянов, это ПО сейчас установлено примерно на 170 тысячах навигаторов и смартфонов, кроме того, используется информация со 100 тысяч автомобилей компаний-партнёров, таких как логистические фирмы, такси, телематические сервисы. Увы, это всё, чего удалось добиться от руководства «Сидикома», ни на какие иные вопросы нам не ответили и названия конкретных партнёрских фирм не раскрыли. Так что эту информацию невозможно проверить. С высокой долей вероятности можно лишь предположить, что под «телематическими сервисами» подразумевались пользователи услуги «Мегафон-навигация», эти две фирмы сотрудничают.

В нынешней «пробочной» технологии «Сидикома» есть одно существенное отличие от аналогов: маршруты прокладываются не самим навигатором, а центральным сервером и потом уже передаются клиенту. По сути это «облачные» вычисления: отправил запрос, получил результат. Преимуществ у такого способа несколько. Первый и главный – снижается требовательность к производительности клиентского «железа», навигатор может выступать только средством ввода и отображения информации. Но это преимущество во многом теоретическое, так как в России пока покрытие беспроводным интернетом не абсолютно. Значит, в состоянии «оффлайн» навигатор должен быть способен проложить маршрут самостоятельно, пользуясь «бортовыми» картами и дорожным графом. А это нивелирует возможность сэкономить на процессорных ресурсах.

Второе преимущество – большая актуальность «пробкоданных», с запаздыванием ровно на время прокладки маршрута и передачи трека абоненту. Это минута-другая. В обычных навигаторах с такой частотой «подкачивать» пробки никто не будет, разве что владельцы безлимитных тарифов…

Трафик – ещё одно достоинство «облачного» метода. Маршрут «весит» много меньше, чем информация о пробках по всему городу, к тому же его не надо обновлять, если, конечно, не изменились планы на поездку. Обновлять можно (эта функция отключаема) только «пробочную» информацию, для наглядности, для прорисовки цветных полосочек вдоль текущего маршрута. Для этого подгружается только маленький кусочек карты вдоль пути следования, раз в пять минут.

Если пробочная ситуация изменилась, сервер перепроложит маршрут, но делать он это будет только и исключительно по событию, задать это расписанием (ввиду той же экономии трафика) невозможно.

И ещё три важных преимущества клиентско-серверной модели. По мере её развития, можно будет строить маршруты с учётом прогнозирования пробочной ситуации, для чего требуется работа с объёмными базами данных. Возможности абонентского устройства для такой работы не годятся вовсе. Так же можно совершенствовать алгоритмы обработки пробочных данных и прокладки маршрутов без обновления софта самого навигатора, это всё происходит централизовано.  И ещё: серверная маршрутизация теоретически может стать регулятором транспортных потоков! Об этом ещё полтора года тому назад задумывались создатели «СитиГида», но у них это существует пока только в ранге идеи. «ПроГород» же приблизился к такой возможности вплотную: он может выдавать пользователям такие маршруты, которые разгрузят магистрали в часы пик. Собственно говоря, построение маршрута с учётом пробок – это и есть разгрузка, но она хаотична, несистемна. А в будущем можно будет направлять заданное количество автомобилей по конкретным магистралям с учётом их пропускной способности. Подключая, разумеется, программу прогнозирования загруженности конкретных дорог с учётом, в том числе, и пользователей «ПроГорода». Возможности тут открываются совершенно фантастические, но, увы, их реализация будет целесообразной только при значительно более массовом распространении продукции «Сидикома».

Теперь о минусах. По большому счёту, минус один: система получается инерционной: каким бы мощным не был сервер, основное время всё-таки уходит на передачу данных. Так что по совокупности обстоятельств «ПроГород» в этой части пока работает медленнее конкурентов. Стоит упомянуть и про то, что по мере развития клиентско-серверной модели навигаторы будут редуцироваться до необходимого минимума, появятся простейшие модели, где будет только GPS-приёмник, GSM-модуль, минимум памяти и совсем слабенький процессор, только чтоб хватало на обслуживание тач-скрин дисплея. Такие сверхдешёвые модели будут востребованы, однако пользователей ждёт серьёзное разочарование в отсутствии доступа к интернету: навигаторы-амёбы не смогут функционировать полноценно без связи с «облаком».

Вероятно, не самой лучшей особенностью «ПроГорода» является намеренный отказ от подмешивания статистической информации к пробочной картине и построения на этой основе долгосрочных прогнозов. Но «сидикомовцев» можно понять: их категоричность в неиспользовании статистики (а они это обстоятельство педалируют) зиждется на отсутствии этой самой статистики! У них просто нет достаточного количества данных, из которых можно выстроить достоверный прогноз! Безусловно, по мере развития сервиса, информация будет собираться и анализироваться. Как показывает опыт других производителей навигационного ПО, нужен минимум год для сбора полноценно-достоверной статистической картины.

Своими глазами

Пробочный сервис работает в новой версии «ПроГорода», появившейся относительно недавно, летом этого года. Нам на тест попала версия 2.0.3103 от 15 июля, загруженная в навигатор Lexand ST-5350+. «Плюсик» в обозначении модели как раз и говорит о наличии «пробок». К сожалению, встроенного GSM-модуля тут нет, нужно использовать сотовый телефон с Bluetooth. Что сильно ограничивает выбор телефонных аппаратов: многие новые модели не поддерживают использование bluetooth для выхода в интернет (phone-as-modem). Ладно, берём не самую свежую Nokia 5360 и используем её в качестве модема. Ознакомившись предварительно с инструкцией по подключению из коробки с навигатором.

Инструкция, кстати, немного врёт, точнее, недоговаривает. Запустив поиск bluetooth-совместимых устройств, найдя нужное и установив соединение, получаем надпись «Соединение установлено». Но передача данных не идёт: оказывается, нужно нажать ещё «секретную» кнопочку «сonnect» в разделе «internet». Всё, теперь мы в сети.

Первое и главное, что бросается в глаза: в экранном интерфейсе «ПроГорода» нет никаких значков или символов, показывающих наличие связи с интернетом. Лишь время от времени открывается окно с такой надписью:

Но такое предупреждение всплывает далеко не всегда, не во всех случаях «дисконнекта». Например, в одночасье сотовый телефон у нас «сел», «пробки» перестали отображаться, но с маршрута мы не уходили и не подозревали, что связи больше нет. Для того, чтобы проверить её наличие вручную, нужно выйти из программы навигации (совсем, то есть закрыть программу), войти в меню навигатора и посмотреть его соответствующий пункт. Сказать, что это неудобно, это сильно поделикатничать, это просто глупо. Имея отлично проработанный экранный интерфейс, не перегруженный мелкими деталями, вполне можно было предусмотреть и символ наличия связи. Идеальное решение в этом в смысле у «Автоспутника» — там не только есть соответствующий значок, но и отображается светофор, светящийся одним из трёх «пробочных» цветов. Светофор не работает – связи нет, всё просто и очевидно. «ПроГороду» же явно не хватает информативности.

Ладно, связь установлена, «пробки» отображаются, маршрут проложен. Едем.

На привыкание к особенностям отображения информации уходит минимум времени, несколько минут. «ПроГород» в этом смысле довольно дружелюбен. Чего не скажешь о понятности некоторых элементов интерфейса управления. Как и в случае с «СитиГидом», тут явно недоработка на предмет простоты интуитивного постижения. Чтобы просто проложить маршрут и поехать, требуются множественные манипуляции. Фактически, правильный алгоритм находится только методом «тыка», ибо инструкцией к программе навигатор обделён. Самое неприятное, что символы кнопок в большинстве случаев не читаются однозначно, и понять, что же прячется за тем или иным кликом, можно только сделав этот клик.

Тем более, что создатели «ПроГорода» пошли порочным путём «СитиГида», предполагающим установку начальной и конечной точек маршрута. Просто кнопки «поехать» тут нет, нужно адрес как минимум определить конечной точкой, а это два дополнительных клика и десять-пятнадцать минут напряжения мозгов на блуждание по неподписанным кнопкам. Пожелание «ПроГороду»: уберите это в опции, мало кто формирует маршрут, устанавливая точку старта, отличную от текущего местоположения. А по умолчанию сделайте всего одну кнопку – «поехать».

Итак, пробки. Первым делом провокационно тормозим на Сельскохозяйственной, совершенно пустой, одна-две машины в минуту.

На этом участке в обе стороны края дороги окрашены зелёным цветом – движение свободно.

Тут стоит сказать, что «ПроГород», как и другие программы, имеет трёхчастную цветовую градацию дорожных затруднений. Зелёный цвет говорит о том, что скорость на этом участке превышает 40 км/ч, жёлтый обозначает половинное затруднение (скорость 20-40 км/ч), а красный символизирует полноценный затор (скорость меньше 20 км/ч). Вероятно, полезно будет добавить цвет, обозначающий «глухую пробку» (скорость меньше 5 км/ч)), это может быть бордовый. Для Москвы, где 20 км/ч – нормальная скорость передвижения, такая градация будет вполне актуальной.

Отображение цветовой дифференциации вопросов не вызывает, всё удобно и наглядно, всё считывается одни взглядом. Сам маршрут подсвечен сине-голубым, контрастирующим со светофорными цветами «пробок», ничто не сливается в колористичесукю какофонию. Отлично сделано!

Так вот, пустынная Сельскохозяйственная. Тормозим и стоим, провоцируя программу на ошибку. Нет, за пять минут «ПроГород» не выдал красной пробочной линии на Сельскохозяйственной, видимо, существуют алгоритмы фильтрации случайной информации. Пять минут – достаточный срок для неудавшейся провокации, едем дальше. Ближе к Вильгельма Пика пошли странности: перед светофором на нашей стороне образовался небольшой затор, который программа не идентифицировала (судя по всему, в нашей небольшой «пробке» не оказалось других «ПроГородов», а нас система вновь отфильтровала, на всякий случай). А вот совершенно свободную встречную полосу программа раскрасила жёлтым:

Дальше – больше. На Сергея Эйзенштейна дорога окрасилась красным, но причин к тому не наблюдалось никаких. То же и на Останкинском проезде.

Мы даём две фотографии – с экрана навигатора и через лобовое стекло, дабы подтвердить наблюдения того вечера. Извините за качество съёмки, это делалось примитивной «мыльницей», навскидку.

Проспект Мира – зелёный, так оно и есть.

ТТК в районе Сити опять всё верно:

А вот на Ленинском – облом. Навигатор кажет «пробку», а реальность радует свободой.

Ярославское шоссе «летит», навигатор же преисполнен пессимизма:

Здесь мы проверяем способность «ПроГорода» к разделению близлежащих параллельных дорог – сворачиваем на дублёр, хотя этого маршрут и не предусматривает. Навигатор не чертыхнулся и не поспешил перекладывать маршрут, он просто не понял манёвра, сочтя нас двигающимися по основной магистрали.

Увы, эта проблем на сегодняшний день для недорогих навигаторов практически нерешаема: ни точность GPS-приёмников этого класса, ни ПО пока не способствуют достоверному разделению параллельных дорог.

Раз уж мы оказались на Ярославке, то не откажем себе в удовольствии проверить одну классическую засаду на улице Вешних Вод, где на части улицы ввели одностороннее движение, и где до сих пор клинически лажается «Навител». Виват «ПроГороду», он знает эту засаду и напрочь отказывается вести под знак!

Теперь МКАД, полупустой, отлично «едущий». Навигатор показывает… показывает… Ничего он не показывает, кроме маршрута. Вот и гадай, то ли тут нет ни одного «датчика», то ли связь прервалась. Программа не сообщает о потери связи (а случилось именно это). Более того, она не предложила переложить маршрут «своими силами», продолжая ведение.

Поколесив по Москве и набрав впечатлений, рискуем сделать следующие выводы.

«ПроГород» если ошибается в оценке дорожной ситуации, то делает это с уклоном в негатив, давая более пессимистическую картину, чем есть на самом деле. С чем это связано – непонятно, на пустынных дорогах, где кроме нас почти с гарантией не было иных пользователей программы, он рисовал «пробки», в то время как мы ехали нормально, без затруднений. Правдивее всего ситуация оценивается на больших магистралях, с более-менее интенсивным потоком. Это как раз объяснимо: вероятность проезда там других «датчиков» была велика. А вот чем руководствуется программа, давая пробочную картину на пустой дороге (неважно, достоверную или нет) при полном отсутствии датчиков, когда мы выключали «ПроГород» — совсем непонятно. Сами же создатели говорили, что при отсутствии информации «пробки» рисоваться не будут! А они рисуются, причём смело, крупными импрессионистскими мазками.

В целом, достоверность «пробочной» картины «ПроГорода» на сегодняшний день можно оценить процентов на 40, то есть ошибок пока больше, чем попаданий.

Сервис этот, конечно, ещё очень сырой, недаром официально он не запущен. Пока всё упирается в количество пользователей, нужен набор некой «критической массы», после которой информации становится достаточно и можно приступать к шлифовке алгоритмов её обработки. «Сидиком» может воспользоваться этим тайм-аутом и разработать более совершенные алгоритмы, позволяющие оперировать минимумом данных. Ведь неизвестно, сколько времени потребуется для набора большого количества абонентов, а если программа сносно заработает уже сейчас, то и абонентская база начнёт расти быстрее. Увы, пока эта работа в самом начале. Наверное, даже в режим бета-тестирования «пробочный» сервис выпускать было рановато.

Нравится(0)Не нравится(0)
Дополнительные материалы


Нет комментариев  



Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.