Нравится!

Эволюция стратегии

24 марта 2014 | 27 Комментариев

ВАЗ

На минувшей неделе ВАЗовцы обнародовали очередную версию стратегического плана развития производства. Финальная дата – прежняя, 2020 год. Но с учётом того, что до «часа икс» осталось меньше шести лет, на стратегический этот план уже не тянет. А дальше 2020 года в Тольятти почему-то не заглядывают.

Давайте посмотрим, что нового предлагает нам руководство в лице Бу Андерссона и как это всё соотносится с прежними версиями Стратегии-2020.

Вот как выглядел первая версия перспективной продуктовой линейки ВАЗа, обнародованная в феврале 2010 года.

Роадмап ВАЗ

Этот документ был подготовлен Boston Consulting Group для партнёров завода. В апреле 2010 вышла его публичная версия, упрощённая, там уже не было подробной схемы модельного ряда.

Этот вариант Стратегии писался непосредственно под Комарова и его команду – тех, кого сам Игорь Анатольевич пригласил в вице-президенты и на иные руководящие посты. Её сразу объявили «библией АвтоВАЗа» и заверили, что ни на шаг не отступят о этого гениального маркетингового творения. Помню, я в августе 2010 года разговаривал на эту тему с Евгением Шмелёвым и Сергеем Курдюком (свеженазначенными вице-президентом по техническому развитию и главному конструктору соответственно). Так они просто в восторге были от столь конкретного и понятного плана, едва руки не потирали. Хотя очевидно было, что в изменчивых российских условиях жёстко загадывать на десять лет вперёд – ну чистая авантюра, тут за полгода всё может как рухнуть, так и воспрять.

Тем не менее, давайте посмотрим на результаты с высоты, так сказать, прожитых лет, из марта 2014 года. Не так уж провально оказалось руководство Комарова, не так уж оно и отступило от намеченного. Лоу-кост седан запустили (это Гранта), причём вовремя. Даже перевыполнили план в этом сегменте, сделав фейслифтинг Калины двух модификаций. Самару и Жигули с производства сняли, и тоже вовремя. Largus (RF-90) стартовал по-намеченному. А вот с фейслифтингом Приоры опоздали почти на три года. В этом году, согласно вышеприведённой картинке, должна появится Гранта-хэтчбек, и она появится, на апрель намечена официальная презентация (хотя могли бы и раньше).

Казалось бы, какие вопросы к руководству ВАЗа? Никаких. Но у руководства были вопросы к самому себе.

При всей привлекательности плана 2010 года, реальность отказалась его поддерживать, преподнеся несколько судьбоносных сюрпризов. Главным из которых был аншлюс Иж-Авто, стремительно-неожиданный, ровно в характере Владимира Путина. Причём тут Путин? Да вот как бы причём. Миллиардная господдержка в 2009-ом и последующих годах давалась ВАЗу от государства не просто так, а под конкретные планы — привлечение иностранного инвестора, резкая модернизация etc. А такие планы без Кремля не верстаются.

И вот Путин помог ВАЗу приобрести Иж-Авто. Конечно, новый завод нужно было вписывать в Стратегию, сильно модернизированный вариант которой появился в октябре 2011. Вот как он выглядел:

Роадмап ВАЗ 2011г.

Замечу, что публичной презентации этого документа не было, я вообще не видел русскоязычного варианта. Да и англоязычный достался мне вполне шпионским способом.

Серо-синим цветом тут обозначены существующие на тот момент модели, жёлтым – перспективные ВАЗовские, а красным – автомобили альянса Renault-Nissan. Как видим, скорректировали планы по новой Приоре, ввели по две модели брендов альянса на контрактную сборку, со всей откровенностью признали, что BM-hatch – это Sandero… Но никто тогда ещё не предполагал, что Nissan захочет локализовать на ВАЗе производство Datsun.

В целом, план 2011 года по состоянию на начало 2014 года оказался провален. И по моделям, и по срокам. И Бу Андерссон не мог не вмешаться в стратегическое планирование: нельзя работать по исчерпавшей себя схеме.

Поэтому появляется следующий план:

Фото 3

Мне сложно судить об авторстве этого документа. Равно как и о согласовании этой схемы с основными акционерами ОАО АвтоВАЗ. Такие вещи требуют утверждения советом директоров. Официальный ответ пресс-службы был таков: «Этот план опубликован на сайте. Если президент счел возможным это показать публике, значит у него есть на это полномочия».

Обратим внимание, что в последнем документе речь идёт только о моделях под брендом LADA, модели контрактной сборки вывели за скобки. Жаль, мы не сможем соотнести планируемые объёмы по брендам. Хорошо, что с модельной перспективой на ближайший год всё более-менее понятно. Renault до конца этого года запустит в Тольятти две модели, Nissan по одной в Ижевске и на ВАЗе плюс Datsun. До 2016 года иностранцы локализуют шесть моделей. А планы до 2020 года у самих франко-японцев ещё не раз поменяются.

Вернёмся к Ладе.

Бу Андерссон подтвердил, что работа над Нивой-3 продолжается, более того, этот проект получил статус одного из приоритетных. Ранее я называл 2021 год как веху по смене поколений Нивы. Но новый директор решил ещё более форсировать события и сдвинуть Ниву-3 к 2018 году, а в 2016 году сделать Ладе 4х4 фейслифтинг. Подчеркну, что это решение самого последнего времени, буквально нескольких дней.

Вопреки недавней панике в СМИ, никуда не делся проект Лады С, его только подвинули к 2018 году. А до того ВАЗ выпустит высокий хэтчбек и кроссовер B-класса. Не нужно долго гадать, какая платформа ляжет в их основу…

В целом, план Андессона абсолютно выполним. Однако инженерный задел создан ещё в бытность Игоря Комарова: все перспективные Лады либо уже разработаны и проходят испытания, либо разрабатываются. По сути, Бу может повлиять только на два проекта – Лада С и Нива-3. В отношении первого, как говорят, он ещё сомневается. А вот разработку Нивы форсирует изо всех сил. И я его понимаю.

С проекта Нива-3 только что ушёл главный инженер Юрий Кутеев. Его заменил Сергей Леонов, работавший в последние годы заместителем Алана Дибуана по качеству. Ходят настойчивые слухи, что и директор проекта Лада 4х4 Анатолий Москалюк вскоре уступит своё кресло другому менеджеру.

По платформе Нивы-3 никакой определённости пока нет, но, как говорят ВАЗовцы, велика вероятность, что это будет сильно переделанный кузов ШНивы. Так это или нет – станет ясно в самое ближайшее время, ведь ШНиву GM-АвтоВАЗ снимает с производства уже в сентябре 2015 года.

LADA Vesta

Нравится(0)Не нравится(0)

КОММЕНТАРИИ ( 27 )

  1. Здравствуйте Сергей!
    Есть ли какая-нибудь информация про Весту, которая не секретна? Только что на Автосреде опубликовали шпионские фото с Европы и говорят что это новая модель Датсуна для Европы.
    Да и про технические характеристики. Покажут ли её в этом году. Расскажут ли про технические характеристики? Почему так тянут с производством? Или наоборот есть вероятность, что в 2015 не успеют?
    На Ваш взгляд, стоит ли брать в этом году Гранту хетчбек, или есть смысл ждать Весту?

    Нравится(0)Не нравится(0)
  2. Алексей Колодин 25 марта 2014 03:42

    Спасибо за статью!
    Интересные новости, интересный план.
    "ШНиву GM-АвтоВАЗ снимает с производства уже в сентябре" - откуда дровишки? Что прямо вот в сентябре 2014? А ШН-2 обещают с декабря 2015. Что при таком раскладе GM-АвтоВАЗ будет делать больше года, только готовить производство ШН-2 и не производить ничего?
    Появление (хотя бы в перспективе) кроссоверов 4х4 - это хорошо. Разных классов - еще лучше. Который из них, В или С, будет сделан на платформе, к гадалке не ходить, Дастера? А второй на чьей, сторонней, какой-то своей новой?
    Кузов нынешней ШН, мне думается, таки достанется Ниве-3 - он уже есть, разрабатывать заново не надо, сам кузов, в общем-то хорош. Переделают разве только багажник, у нынешней Шнивы он, как ни крути, маловат.
    Нет ли каких-то более подробных планов модернизации Лады 4х4? Когда она, к примеру, получит кондиционер, до фейслифтинга или после? И новое рулевое, и панель, и пр?

    Нравится(0)Не нравится(0)
    • Спасибо за внимательность, конечно, я забыл добавить 2015 год в дате снятия с производства ШНивы.

      Что касается планов модернизации нынешней Нивы, то они меняются калейдоскопически, ещё в феврале была одна информация, сейчас уже другая. Думаю, последний этап модернизации совместят с фейслифтингом (напомню, ещё месяц назад никакой речи о фейслифтинге не шло!).

      Нравится(0)Не нравится(0)
  3. Ух ты, а это что в конце статьи, официальное изображение Vesta? Это же сенсация!

    Нравится(0)Не нравится(0)
  4. из Тольятти 25 марта 2014 05:35

    и правда, последнее изображение - его можно считать официальным?

    Нравится(0)Не нравится(0)
  5. Вообще, очень бы хотелось увидеть именно интерьер весты, если уж автор говорит что авто готово практически.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  6. Алексей К 25 марта 2014 18:11

    Огромное спасибо за информацию!

    Честно говоря расстроило практическое отсутствие универсалов. Largus при всех своих плюсах имеет и явные минусы: как минимум, не высокий клиренс и крайне аскетичный салон. Калина с багажником 350 литров на роль нормального универсала не тянет. Сейчас есть Приора универсал (архаичная, но есть). В будущем у них только хэтчбэки...
    По текущему плану развития не увидеть в России универсала с высоким клиренсом от 17 см. и большим багажником от 500 литров. Лично мне жаль.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  7. Александр 26 марта 2014 07:06

    А вот насчет Весты Универсала - ведь наработки по нему были. Почему решили не выпускать?
    И насчет LADA C тоже были и Хетчбеки в планах, а теперь только Седан.
    Уж вроде чем больше вариантов кузова тем больше выбор для покупателей. И затрат на пр-во не много.
    Или это чисто планы, а потом может и выпустят во всех кузовах.

    Нравится(0)Не нравится(0)

Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей