Нравится!

Как собирают Гранту-лифтбек

20 мая 2014 | 30 Комментариев

Завод ИЖ

На Иж-Авто вопросами безопасности занимаются немножечко параноики. И я им честно об этом сказал. Охранники меня не менее честно предупредили: если направишь объектив в сторону Ниссана, то паранойя, не паранойя – никто разбираться не будет, просто отберут флешку.

Это какое-то дежа-вю, прости господи. Ровно десять лет тому назад на Иж-Авто, который тогда находился под протекторатом ГК СОК, меня вообще арестовали и посадили во внутризаводскую кутузку (настоящую, с решётками и нарами), откуда вызволял лично главный инженер завода. А всё потому, что сфотографировал «не ту» машину.

Жёсткие времена СОКа прошли, но наследие оказалось сильным. Бывший до недавнего времени директором Иж-Авто Алексей Алексеев тоже на дух не переносил журналистов, а когда один таки приехал и в его репортаж нечаянно попала часть крыши (sic!) Nissan Sentra, то разразился жуткий скандал с увольнением «кого следует».

Сейчас на Иж-Авто директор новый – ВАЗовец Михаил Рябов, он тут с февраля. И он тоже не хочет портить отношений с японцами, которые избыточно щепетильно относятся к секретности в своей работе в Ижевске. Нервничают даже, когда Nissan в этом контексте просто упоминают, а уж если называют модель – просто обижаются. Поэтому ко мне приставили человека из службы безопасности, который сурово следил за ориентацией фотокамеры. Следил, скажу я вам, да не уследил… Ну да ижевцам я тоже не враг и не буду пока публиковать снимки «секретного» Ниссана. Сейчас не о нём речь, а о заводе: что тут происходит, как и зачем. Тем более, что только что в Ижевске стартовало производство Гранты-хэтчбека, которая заменит на конвейере Иж-Авто Гранту-седан. Самое время прогуляться по заводу и посмотреть, как делают Гранту.

Логично было бы начать с цеха штамповки, ведь все оригинальные для хэтчбека детали локализовали в Ижевске. Но – увы – штамповка оказалась недоступной. Причём не по соображениям информационной безопасности, а по более прозаической причине: «там грязно и мы не хотим, чтобы там снимали». Поэтому начнём с цеха сварки. Благо, тут тоже хватает нового оборудования и оригинальных операций по хэтчбеку.

Сварочный цех

В сварочном цехе до начала производства хэтча работало 350 человек. Сейчас кадровый состав расширяют до 668 человек. Имеется в виду только сварка Гранты, кузова Ниссанов будут «вариться» в другом корпусе, там как раз сейчас монтируется новое оборудование.

База автомобиля – его пол. На лифтбеке (будем называть Гранту-хэтч именно так, это её официальное обозначение) он состоит из трёх частей, передней, средней и задней. Собственно, процесс сварки кузова начинается с состыковки этих элементов.

Сварочный цех ИЖ-авто

На этом участке можно «варить» полы как седана, так и хэтча, достаточно заменить один стенд, где приваривается «панель задка» (по заводской терминологии).

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Сварка происходит вручную, обычными клещами.

Получается, в итоге, вот такая деталь.

Сварочный цех ИЖ-авто

Потом её стыкуют с передней частью:

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Получается вот что.

Сварочный цех ИЖ-авто

Это и есть основание пола будущего автомобиля. К нему последовательно пристыковывают пять деталей – арки задних колёс, усилители порогов и моторный отсек, подсобранный ранее.

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Теперь нужно сделать надстройку. Для этого весь упомянутый комплект поступает в автоматическую линию сварки основания кузова.

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Чуть правее от этого процесса находится участок сварки боковины, правой, конечно же. А левую делают слева.

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Конфигурация цеха получается предельно рациональной: пока варится основание, параллельно изготавливают боковины. А потом они просто подносятся каждая со своей стороны.

Сварочный цех ИЖ-авто

Теперь основные делали кузова состыкованы:

Сварочный цех ИЖ-авто

И в дело вступают роботы.

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Поставщик робототехники – Волжский машиностроительный завод, который раньше входил в структуру ВАЗа, но при Комарове обрёл самостоятельность. Но всё равно основным заказчиком ВМЗ остаются ВАЗовские подразделения. Ещё на Иж-Авто есть промышленные роботы фирмы Kuka, правда, немного.

Теперь кузов с напольного конвейера переезжает на подвесной. И проходит стадию доварки вручную. Это потому, что роботы не могут добраться до всех нужных мест. Плюс экономия на роботах; плюс некоторые операции человек делает быстрее. Используются и контактная, и дуговая сварки.

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Дальше к передней части болтами крепятся некоторые детали.

Сварочный цех ИЖ-авто

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Потом начинается линия комплектования кузова.

Сварочный цех ИЖ-авто

Привариваются двери и крышка капота….

Сварочный цех ИЖ-авто

Тут надо сделать небольшую паузу и пройти на участок сборки дверей.

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Здесь подсобирают дверные половинки, наклеивают каучуковые демпферы.

Сварочный цех ИЖ-авто

Есть жалобы потребителей на то, что под демпфирующими накладками развивается коррозия. В принципе, если в цехе сухо, а материал хорошо прикатать, то коррозии там сто лет не будет. Но фольгированный каучук кладут просто так, без разогрева и прикатки – так положено. Сейчас ВАЗовцы собираются перейти на более прогрессивный метод демпфирования, с введением в материал намагниченной металлической стружки, которая будет удерживать его на поверхности и при горячей сушке не даст «сползти». Такие нашлёки можно накладывать уже после катафорезного грунтования.

Потом скрепляют каркас и лицевую панель:

Сварочный цех ИЖ-авто

И отправляют дверь на завальцовку. Этим станком фирмы Kuka на заводе гордятся. Выглядит всё эффектно: автомат сам забирает дверь из ложемента, переносит на рабочий стол – и два манипулятора с роликами начинают «объезжать» дверь по периметру, уплотняя завальцовку. Давление в точке контакта – 130 кг!

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Теперь возвращаемся на участок комплектования кузова. Петли, с одной стороны прикрученные к дверям, с другой стороны привариваются к нужному месту дверного проёма.

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Я спрашивал, не проще ли сначала петлю приварить, а потом дверь к ней прикрутить? Нет, говорят, не проще, замучаешься «выставлять» дверь в проёме, с оптимальными зазорами.

Дверь на специальных приспособлениях…

Сварочный цех ИЖ-авто

…подводят к кузову…

Сварочный цех ИЖ-авто

…и прикручивают. Сначала задние боковые, потом передние. Теперь можно заняться их точной подгонкой…

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

…с использованием нехитрого инструментария…

Сварочный цех ИЖ-авто

…и ещё кое-что доработать молотком.

Сварочный цех ИЖ-авто

Можно ехать дальше.

Сварочный цех ИЖ-авто

Дальше – это на установку пятой двери, единственной оцинкованной детали кузова лифтбека.

Никаких тебе манипуляторов, всё вручную.

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Кстати, к задней двери в скором времени добавятся и задние оцинкованные крылья. А вот в Гранта-седане ни одной оцинкованной детали нет.

Можно ставить последнюю деталь – крышку капота.

Сварочный цех ИЖ-авто

Порадовало, что заводчане не упрощают название этой детали и говорят именно «крышка капота». Ибо капот – это совсем другое.

Теперь кузов нужно протереть сухой ситцевой тряпочкой

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

– и отправить на рихтовку.

Сварочный цех ИЖ-автоСварочный цех ИЖ-авто

Потом его ещё раз протирают и пылесосят – нельзя, чтобы продукты абразивной рихтовки попали под лакокрасочный слой.

Сварочный цех ИЖ-авто

Кузов готов. Отправляемся вслед за ним в окрасочный цех.

Окрасочный цех

Это – масштаб. Идёшь и думаешь: он когда-нибудь кончится, а? И бросается в глаза безлюдность: многие операции выполняются автоматически и даже человеческого контроля не требуют. Плюс большинство работников скрыто в камерах, их можно разглядеть только сквозь мутноватые стёкла.

Как бы мы сейчас не относились к СОКу и лично Юрию Качмазову, но всё это великолепие выстроено ими, на их деньги. Они даже не успели толком попользоваться: три года сборки трёх моделей KIA для такого оборудования – только обкатка.

Самое начало – приход «чёрного» кузова из цеха сварки и его стыковка с окуночным (смешное слово, да?) транспортёром (на профессиональном сленге – скитом).

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

На скиту кузов пройдёт все операции подготовки поверхности к собственно покраске.

Итак, кузов отправляется в обработку, которая состоит из промывки и обезжиривания специальными ПАВами (поверхностно-активными веществами), поставляемыми немецкой фирмой Chemetall.

Вот за этими непрозрачными стенами агрегата подготовки начинается таинство обработки кузова.

Окрасочный цех ИЖ-авто

Потом следует ещё одна промывка водой, она удаляет остатки ПАВов. И промывка активирующими составами, воздействующими на поверхность металла, как бы «разрыхляя» его на молекулярном уровне. Это позволяет более активно взаимодействовать с реагентами следующей стадии обработки – промывке в фосфатной ванне (соединения на основе ортофосфорной кислоты). Заканчивается это всё трёхстадийной промывкой специально подготовленной (деминерализованной) водой. Эта вода циркулирует по замкнутому контуру, до выработки моющих свойств. Состава хватает примерно на одну смену, ночью её сбрасывают в очистку.

Внутризаводская станция переработки сточных вод имеет каскад из пресс-фильтров, в которых остаётся сухой осадок. Его утилизируют, а вода идёт дальше, на нейтрализацию. Часть её потом возвращается в процесс промывки.

После фосфатирования, которое де-факто является первой стадией грунтования (так как мелкие очаги коррозии превращаются в стабильные некорродирующие соединения) кузов поступает на линию катофореза. То есть электростатического осаждения грунта. На раствор подаётся высокое напряжение – пальчики лучше туда не совать. Все двери оснащены датчиками: при открывании автоматика снимает напряжение с ванны и останавливает конвейер.

Окрасочный цех ИЖ-авто

Тут уже можно увидеть процесс, хотя бы через стекло. Вот кузов погружается в ванну…

Окрасочный цех ИЖ-авто

…и выплывает обратно.

Окрасочный цех ИЖ-авто

Вообще катафорезных ванн шесть. В первой происходит основной процесс, потом несколько стадий промывки ультрафильтрационным раствором, который получается из расщепления самого грунта на жидкостную и вязкую фракции. Далее – промывка деминерализованной водой.

Прошедший все стадии катафореза кузов стоит на качающемся столе, который наклоняет его вперёд и назад градусов на двадцать, чтобы стекли остатки всех жидкостей из полостей. Теперь кузов можно отправлять в сушильную печь.

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

Всем этим хозяйством управляет автоматика в виде огромного шкафа вдоль стены.

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

Длина печи и скорость конвейера ровно такие, чтобы обеспечить нормальную сушку при 200 градусах Цельсия – это наиболее горячий участок всей окрасочной линии. По понятной причине внутрь меня не пустили… Сама сушка занимает 1 час 15 минут. А все стадии от первой промывки до выхода из печи длятся 2 часа 13 минут.

Именно катафорезное грунтование – основа защитного антикоррозийного слоя автомобиля, от его качества зависит долговечность кузова. Заданная технологическим циклом толщина покрытия – 20-24 микрона. На Иж-Авто, как уверяют, грунт не экономят и немного превышают толщину, до 28 микрон. Это лучше защищает металл. Грунтовочные материалы поставляет фирма PPG. Они же идут и в Тольятти, на окраску автомобилей В0 (Алмера, Ларгус и Логан/Сандеро).

Настало время кузову пройти через ласковые женские руки (почему-то тут работают только женщины), которые произведут с ним несколько дополнительных защитных манипуляций – герметизация стыков полиуретановым герметиком, закрывание технологических отверстий заглушками.

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

Герметик наносится на зафланцовки всех дверей и крышки капота и на все внутренние стыки металлических деталей.

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

Следующий участок – нанесение противошумных материалов, целлюлозно-битумных. Их просто раскладывают по нужным местам, дабы потом, в следующей печи, они сами «обтекли» рельеф и прилипли к грунту.

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

Теперь кузов перемещается на участок нанесения герметика на днище.

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

Тут так же обрабатываются все стыки.

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

Плёнкой и малярным скотчем защищаются нижние части дверей, ведь дальше на днище будут наносить противошумную мастику.

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

Сама мастика наносится в закрытой камере, вручную, обычным распылителем.

Окрасочный цех ИЖ-авто

Теперь нужно пройти ещё одну печь, в которой герметик и мастика полимеризуются и приобретают твёрдость, а звукоизоляционные материалы подплавляются и прилипают к нужным местам. Кузова из печи выходят румяными и посвежевшими.

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

Теперь настало время того процесса, который и называется окраской.

Окрасочный цех ИЖ-авто

Перед этим кузов нужно протереть специальными салфетками для снятия статического напряжения.

Окрасочный цех ИЖ-авто

Потом вручную прокрашивается внутренняя часть кузова, в два слоя.

Окрасочный цех ИЖ-авто

На окраске лицевой поверхности стоят две группы роботов, последовательно работающих в электростатическом поле и распылением.

Окрасочный цех ИЖ-авто

А третья группа роботов наносит прозрачный лак

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

На Иж-Авто применяется двухслойная технология – база + лак. Но база может быть разной, в том числе и с металлизированным оттенком (наполненная алюминиевой пудрой, частицы которой под воздействием электростатического поля приобретают определённую направленность). Бывает база с наполнением в виде мелкодисперсных частиц слюды и кварца, она выглядит ещё эффектнее, чем привычный «металлик».

Окрасочный цех ИЖ-авто

Сейчас в работе шесть цветов. Гамма формируется по заявкам из дилерских центров и она полностью повторяет ВАЗовскую. Эмали используются фирмы PPG. Для каждого цвета имеется отдельная подсистема (система коммуникаций), так что переход осуществляется достаточно быстро.

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

Вот и всё, кузов приобрёл почти законченный вид. Совокупная толщина лакокрасочного покрытия составляет 93 микрона для обычного цвета и 150 для металлика (там база толще).

Теперь – финишная проверка и подчистка.

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

В конце каждой смены произвольно выбранные кузова проверяются на толщину покрытия, его твёрдость и соответствие эталонному цвету. В цехе даже стоит кузов- эталон.

Окрасочный цех ИЖ-автоОкрасочный цех ИЖ-авто

Последняя операция – наклейка декоративной чёрной плёнки 3M на стойки кузова и дверей.

Окрасочный цех ИЖ-авто

Теперь кузов можно отправлять в сборочный цех.

Окрасочный цех ИЖ-авто

Сборочный цех

Процесс сборки Грант начинается с того, что кузова поступают из окрасочного цеха в накопитель.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

И оттуда уже попадают на первый пост главного конвейера.

Сборочный цех ИЖ-авто

Это место называется TRIM, что означает просто конвейер, а участки его обозначаются, соответственно, как TRIM 1, TRIM 2 и т.д. Тут 240 человек собирают салон. Конвейер напольный, движется металлическая лента по центру. Ни одного выступа у движущегося полотна нет, так что тут абсолютно безопасно. Да и скорость невысока.

Вот кузов будущей Гранты заходит на TRIM 1.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Тут снимают двери, которые уходят на отдельную подсборку. Типичное решение для современного автозавода, но новое для Иж-Авто, как ни странно. Когда тут производилась Kia Spectra, её собирали вместе с дверями.

Двери навешиваются на подвесной транспортёр и уезжают в другое место.

Сборочный цех ИЖ-авто

А оголившийся кузов готовится принять первые детали салона.

Сборочный цех ИЖ-авто

В первую очередь лепят дополнительные вибродемпфирующие накладки, теперь уже битумные.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Их предварительно разогревают в специальной печи до 60 градусов.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Потом устанавливается электропроводка.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Лифтбек требует большей сноровки от сборщиков, чем седан, тут приходится подсобирать заднюю дверь – вести проводку к фонарям и стеклоочистителю. К тому же нужно всегда учитывать комплектацию конкретной машины – проводка там различается. Для удобства монтажа дверь удерживается на распорке.

Бог мой, какие красивые девочки тут работают! Вот эту зовут Ира. Я с ней познакомился и с трудом переборол желание остаться в Ижевске навсегда.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Для защиты порогов используются специальные мягкие накладки, на которые можно безбоязненно садиться.

Сборочный цех ИЖ-авто

Раньше использовались накладки и для крыльев, но от них, по словам заводчан, больше проблем, чем пользы: магнитики, которыми они крепились к кузову, царапали лакокрасочное покрытие больше, чем сами работники.

Слева от ТРИМа тем временем идёт формирование кит-боксов (ящичков с детальками и метизами, если по-простому).

Сборочный цех ИЖ-авто

Кит-боксы имеют удачную конфигурацию и отлично встают над центральным тоннелем.

Сборочный цех ИЖ-авто

Пока идёт сборка салона, отдельные люди подсобирают рулевую рейку – крепят к ней рулевые тяги с наконечниками.

Сборочный цех ИЖ-авто

Другой человек монтирует рейку в моторном отсеке. Вот тут раньше было крепление хомутом на двух шпильках.

Сборочный цех ИЖ-авто

Но в прошлом году ВАЗ внедрил более жёсткое болтовое крепление. К сожалению, справа остались шпильки и хомут.

Сборочный цех ИЖ-авто

Конвейер, тем временем, продолжает движение.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Монтируется ЭБУ и пенопластовая подставка для ног переднего пассажира.

Сборочный цех ИЖ-авто

Доделывается проводка.

Сборочный цех ИЖ-авто

Теперь настало время волокнистых звукопоглотителей. Их несколько типов.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Те, которым предназначено просто лежать на полу, фиксируют отвратительной на вид смолой.

Сборочный цех ИЖ-авто

Но под матами её, разумеется не видно.

Сборочный цех ИЖ-авто

Тут же монтируют и главный звукоизолирующий элемент – войлочный мат на моторный щит.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

И тут красавицы! Куда деваться?

Сборочный цех ИЖ-авто

В «Люксе» передний звукопоглотитель другой, составной.

Сборочный цех ИЖ-авто

Устанавливая уплотнитель в дверной проём, одна девочка делает примерно 150 ударов молотком!

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Ну что ж, теперь можно класть формованный напольный ковёр.

Сборочный цех ИЖ-авто

Подсобранная заранее панель приборов…

Сборочный цех ИЖ-авто

…ставится вручную, двумя крепкими работниками.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

В перспективе на Иж-Авто планируют делать это специальными манипуляторами, как на том же ВАЗе. Манипуляторы уже куплены и смонтированы в нужных местах конвейера, но работники пока их не освоили.

Сборочный цех ИЖ-авто

Зато освоили установку амортизаторов – по похожей технологии. Сначала, рядом с конвейером, стойки подвески подсобираются.

Сборочный цех ИЖ-авто

Складываются в удобном месте.

Сборочный цех ИЖ-авто

Потом стойки надеваются на манипуляторы и заносятся к точкам крепления на кузове. Вот передняя подвеска:

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

А вот задняя:

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Сборочный цех ИЖ-авто

Пока крепят элементы подвески, отойдём в сторонку, на участок сборки приборных панелей. Они приходят с ВАЗа полностью разобранными, в виде набора компонентов. А пластмассовый корпус для некоторых комплектаций вообще льют в Ижевске.

Металлический каркас крепится на специальной стойке.

Сборочный цех ИЖ-авто

И на него последовательно навешиваются воздуховоды, отопитель, электроника, корпус.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

С этой задачей в производственном масштабе справляются 16 человек.

Неподалёку собирают силовые агрегаты. Двигатель приходит из МСП ВАЗа «голым», без навесного оборудования. Но с катаколлектором.

Сборочный цех ИЖ-авто

Не менее отдельно поставляется и коробка передач.

Сборочный цех ИЖ-авто

На небольшой настольной линии двигатель соединяют с коробкой и недостающими электроагрегатами.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Это объект приложения сил для 21 работника. Которым в обеденный перерыв и отдохнуть не зазорно.

Сборочный цех ИЖ-авто

В конце линии силовой агрегат приобретает завершённый вид, обзоводясь даже колёсными приводами.

Сборочный цех ИЖ-авто

Раз уж мы отклонились от главного конвейера, давайте пройдём эту часть цеха до конца. Тем более, что тут начинается самое интересное.

Участок шасси подразумевает, что работа с автомобилем ведётся снизу, следовательно, кузова переезжают на подвесной конвейер.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Самая первая операция на сборке шасси – установка тормозных трубок с регуляторами тормозных сил. Та часть тормозной системы, что находится в моторном отсеке (усилитель тормозов, ABS и пр.) уже установлено на ТРИМе.

А дальше…

Дальше начинается маленький кольцевой конвейер. Это новое оборудование, его закупили только в этом году. На этом кольцевом участке ставятся силовой агрегат и задняя балка в сборе. Производительность – 30 автомобилей в час.

Силовые агрегаты устанавливаются вот на такие палеты:

Сборочный цех ИЖ-авто

Получается так:

Сборочный цех ИЖ-авто

Позади, на такой же палете ставится собранная задняя балка.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

И конвейерная тележка подводит это дело прямо под кузов.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Всё, «женитьба» прошла успешно.

Сборочный цех ИЖ-авто

Потом подвесной конвейер продолжает свой прямолинейный путь, а соприкасающийся с ним напольный кольцевой продолжает круговое движение.

Сборочный цех ИЖ-авто

После того, как кузов прошёл кольцевой конвейер, на него устанавливают детали выпускной системы и защитные элементы днища – термоэкраны, локеры, пластиковые накладки.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Промежуточный финал – установка колёс. Для этого подвесной конвейер приспускается максимально близко к полу.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Колёса прикручиваются специальным многошпиндельным гайковёртом.

Сборочный цех ИЖ-авто

Теперь Гранта похожа на настоящий автомобиль!

Сборочный цех ИЖ-авто

И ей самый путь на финальный участок. Конечно, перекатываться машина будет не самостоятельно, на этом участке конвейера смонтированы две движущиеся ленты, аккурат под ширину колеи.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

В этом месте дособирают моторный отсек – подключают электрику и тормоза, все патрубки.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Хороший повод оценить качество некоторых пластмассовых деталей. Кромка вот этой накладки обработана из-рук вон плохо, как будто её сапожным ножом отрезал пьяный сапожник. Да, деталь скрыта под крышкой капота… Но это всё равно показатель внимания к качеству конкретного поставщика.

Сборочный цех ИЖ-авто

Идём дальше, на установку стёкол. Тут царит хай-тек.

На маленькие треугольники боковых стёкол вручную наносится «праймер» (грунт), по периметру чёрного ободка с внутренней стороны.

Сборочный цех ИЖ-авто

А герметик наносит робот – строго по обозначенному контуру и в нужной дозировке. Человек так не сможет.

Сборочный цех ИЖ-авто

У монтажника есть пара минут, чтобы вставить стекло в проём.

Сборочный цех ИЖ-авто

Аналогичная технология применяется и для других вклеиваемых стёкол – сначала праймер, потом автоматическое нанесение мастики. Только роботы тут уже существенно больше.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

И стекло приходится брать минимум двоим, за присоски: тяжёлое.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

То же самое – с задним стеклом.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Окончательная полимеризация герметизирующей мастики происходит в течении суток. В этот период нежелательно прикладывать к стёклам какие-то усилия. Для некоторой страховки от смещения стёкла фиксируют скотчем.

Сборочный цех ИЖ-авто

Конвейер меж тем продолжает своё монументальное течение.

Я не могу! Опять эти ижевские девушки!

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Эти феи оформляют убранство багажников, кладут запаски.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Более сильный пол ставит сткеклоочистители и газовые упоры задних дверей на лифтбеках.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

А в салон через свободные пока проёмы заносятся сиденья.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Ну вот мы и подошли к месту с символическим названием «финал 2». Сюда приходят двери с участка их автономной сборки. Двери снимают с транспортёра.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

И тем же манипулятором пристыковывают к кузову.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Пришла пора заливать всё жидкое. В первую очередь моторы заправляют охлаждающей жидкостью. Это происходит через специальный коннектор.

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Интересно смонтирован компрессор: он берёт жидкость у стационарных магистралей, а сам ездит вдоль конвейера по потолочному рельсу.

Сборочный цех ИЖ-авто

Тут же в печке подогреваются накладки на кузов (молдинги). Их монтируют на двусторонний скотч, адгезия у которого выше в горячем состоянии.

Сборочный цех ИЖ-авто

Можно посмотреть внутризаводскую расшифровку комплектаций Гранты.

Сборочный цех ИЖ-авто

На самом последнем этапе осуществляется контроль сборки и работоспособности избранных узлов. Например, проверяют «дворники» и «писалки».

Сборочный цех ИЖ-авто

Машину осматривают так называемые чек-мэны (контролёры, если по-нашему).

Сборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-автоСборочный цех ИЖ-авто

Потом заправка бензином, протряска подвески на специальном участке…

Сборочный цех ИЖ-авто

…и вуаля, очередная Гранта едет в накопитель.

Сборочный цех ИЖ-авто

Отсюда её заберут на регулировку света фар и углов установки колёс, но это рутинные операции, мы их смотреть не будем.

Сборочный цех ИЖ-авто

Гранту-лифтбек на Иж-Авто, на самом деле, собирают с февраля. Это были пилотные партии, всего к концу марта сделали около сотни машин. Реально производство стартовало в апреле, когда произвели уже 846 штук. 800 из них сразу поехали к дилерам ВАЗа.

Сейчас завод работает в две смены – на этот график перешли в прошлом году, когда начали делать Гранту-седан. Но седан «уходит» из Ижевска, с июня тут будут производить только лифтбек. Это будет «фирменная» модель завода, в Тольятти её сборка не планируется.

В августе стартует сборка Nissan Sentra, коих ходят собрать до конца года 6800 шт. Японцы уже вовсю тестируют производственные процессы и собрали приличное количество пробных экземпляров.

Сборочный цех ИЖ-авто

Общий объём таким образом составит 72 000 автомобилей. Это немного для такого большого и современного завода, только-только чтобы показать безубыточность. О прибыли можно будет думать только в 2015 году, когда к седану Sentra добавится одноимённый хэтчбек (в январе) и Renault Logan нового поколения (в июне- июле). Под Renault сейчас обустраивают отдельный конвейер, на месте разрушенного совсем старого, ещё советского. Вот за этой плёнкой скоро «вырастет» фактически второй завод.

Сборочный цех ИЖ-авто

Ижевск получил вторую… нет, третью жизнь. И стал нормальным сборочным заводом, без собственных закидонов и намерения делать что-то своё, посконное. Жаль? Не знаю. Завод и в советское время не был в авангарде автомобилестроительного прогресса. В новых условиях, при тотальном диктате рынка с собственными разработками шанса выжить у него не было никакого. Наверное, лучше в Альянсе, чем в гробу. Как АЗЛК.

PS: изначально этот материал готовился для Drom.ru, там он и опубликован в первую очередь. Но весь собранный материал в дромовскую версию не поместился, так что тут получилась «расширенная комплектация».

 

Нравится(18)Не нравится(2)

КОММЕНТАРИИ ( 30 )

  1. Очень интересный репортаж, спасибо!
    И преподнесение ваше нравится.

    Нравится(6)Не нравится(1)
  2. Ленивый 21 мая 2014 14:37

    Очень интересно, спасибо.
    Но остались вопросы.

    "Привариваются двери и крышка капота…."
    Про двери я понял, а вот крышка капота?!
    "Петли, с одной стороны прикрученные к дверям, с другой стороны привариваются к нужному месту дверного проёма."
    "Дверь на специальных приспособлениях……подводят к кузову……и прикручивают. Сначала задние боковые, потом передние. Теперь можно заняться их точной подгонкой…"
    Так дверь приваривают или прикручивают?
    "На раствор подаётся 10 тыс Вольт – пальчики лучше туда не совать."
    На фото ниже распечатка с параметрами, в том числе напряжением. Ни о каких тыячах там сведений нет.

    Нравится(4)Не нравится(2)
  3. Станислав Ключников 21 мая 2014 15:15

    а вы можете узнать, когда с автоматом будет мотор 106 сил а не 98?

    Нравится(0)Не нравится(0)
  4. А вот у меня вопрос - как понимать, что оцинкована только 5-я дверь?
    Ведь публиковали сведения, что у Гранты цинкуется: усилитель, желобок, соединитель, панели пола задняя, передняя и средняя, экран, защитный экран пола кузова(здесь выполняют двухстороннюю оцинковку), кожух защитный, соединитель порога пола, ниша для заднего колеса, усилитель порога пола, соединитель задней арки передний, правая и левая боковины, панель крышки багажника внутренняя и внешняя, задние крылья, внутренние панели двери левая и правая, поперечина рамы задняя, панель, накладка, внутренняя панель боковины, соединитель крыла и пола, надставка и желобок заднего крыла.
    Выходит, лифтбек делают из неоцинкованого металла, а седан из оцинкованного?

    Нравится(3)Не нравится(0)
    • Информация про оцинковку только двери задка – неверна. У Калины/Гранты весомая доля деталей основания кузова оцинкована. И это отлично видно по старым экземплярам, у которых особых проблем с коррозией нет.

      Нравится(0)Не нравится(2)
      • Быть может, имелось в виду, что у двери задка двухстороннее цинкование?

        Нравится(0)Не нравится(0)
      • Тут дело какое. У первых грант оцинковка судя по инфе от ВАЗовцев была выше. Потом рЫношники заставили существенно снизить оцинковку кузова. Ну, с целью экономии на потребителе, как всегда. И повышения степени "одноразовости" автомобиля.
        Так что новые авто вполне могут быть особо и не оцинккованы. Ставка делается на качество ЛКП вроде как.

        Нравится(1)Не нравится(0)
      • Rusautomobile1 22 мая 2014 06:00

        Информация верна. Но это утверждение касается только автомобилей, выпущенных на Иж-Авто. Из какой стали их делают на ВАЗе - сказать не могу. А за правдивость информации по Иж-Авто ручаюсь.

        Если принципиально, могу выложить видео с разговором с начальником сварочного цеха, который утверждает именно это.

        Нравится(3)Не нравится(0)
        • Цитируем: Rusautomobile1Информация верна. Но это утверждение касается только автомобилей, выпущенных на Иж-Авто. Из какой стали их делают на ВАЗе - сказать не могу. А за правдивость информации по Иж-Авто ручаюсь.

          Если принципиально, могу выложить видео с разговором с начальником сварочного цеха, который утверждает именно это.
          Сергей, я думаю, что Вашего подтверждения достаточно. Конечно, сие удручает.

          Нравится(1)Не нравится(0)
          • В том смысле, что кузова оцинкованы гораздо в меньшей степени, такой шаг назад, неожиданно. А какие могут быть причины?

            Нравится(1)Не нравится(0)
          • Лично я вижу такие причины:

            1. Удешевление производства;

            2. Таким вот подлым лягушатнитским манёвром (инициатива по снижению степени оцинковки кузова шла от французов) подмочить репутацию АвтоВАЗа, дескать смотрите - русские авто гниют, а наши "хранцузские" рено логан (у них-то оцинковку не снизили, всё по технологии делают) - нет.

            Между тем, в своё время показатель оцинковки кузова калины-1 составлял 52% !!!
            А гранта это наследница калины-1 седан. Первые партии цинковали хорошо. Сейчас - неизвестно как, коммерческая тайна. Но степень оцинковки - достоверно известно - снижена. Такие дела.

            Нравится(1)Не нравится(0)
          • Цитируем: Гость а наши "хранцузские" рено логан (у них-то оцинковку не снизили, всё по технологии делают) - нет.

            по секрету... рено практически нет оцинковки

            Нравится(1)Не нравится(2)
        • Цитируем: Rusautomobile1Информация верна. Но это утверждение касается только автомобилей, выпущенных на Иж-Авто.

          улыбнуло... на фото видно какие детали имеют цинковое покрытие, и это не долько 5-я двеоь

          Нравится(1)Не нравится(0)
          • Rusautomobile1 26 мая 2014 10:30

            Посмотрите вот это: http://www.youtube.com/watch?v=TaL8YfLAa3c&feature=youtu.be

            Нравится(3)Не нравится(0)
          • Ну радует пока то, что гнилых Грант не видно на улицах)

            Нравится(1)Не нравится(1)
          • 😀 😀 😀 😀 😀
            итак на лицо явная некомпетенция начальника цеха. На фото видно: детали с цинковым покрытием имеют беловатый цвет, крылья имеют односторонний цинк.
            зыж я был в этом цеху и видел из чего делают гранты.

            Нравится(2)Не нравится(0)
  5. Роман Клыков 22 мая 2014 12:27

    [quote]На раствор подаётся 10 тыс Вольт – пальчики лучше туда не совать.[/quote]
    Я подозреваю что не 10 тысяч а все таки пару сотен вольт :) Тем более далее у вас картинка есть где написано 150-330в. Да и сам я Уралы грунтовал, нет там 10 тысяч вольт.

    Нравится(0)Не нравится(0)
    • Rusautomobile1 22 мая 2014 13:08

      Забавно, но скорее всего Вы правы.

      Я ориентировался на слова начальника цеха. Вот тут посмотрите, специально вырезал кусочек:

      http://www.youtube.com/watch?v=yd7KAkQ4KEQ&feature=youtu.be

      Но сейчас я навёл справки - действительно, там сетевое напряжение. Так что в тексте сделал правку.

      Нравится(0)Не нравится(0)
  6. Спасибо за материал! Подробно и интересно.

    Нравится(2)Не нравится(1)
  7. Спасибо!
    Внушительный труд!

    Нравится(1)Не нравится(2)
  8. Спасибо за Ваш труд! Очень интересно!

    Нравится(4)Не нравится(1)
  9. Комментарий был удален администратором

    Нравится(0)Не нравится(2)

Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.