Нравится!

Киммерийский маршрут

30 июля 2014 | 3 Комментария

Евпаторийский трамвай

Их осталось девять штук. Из них на маршрутах более-менее постоянно работают шесть, один переделан под специальный транспорт службы ЭХ КП ТУ, а ещё один – под сварочный вагон путевой службы.

Для пуристов сообщу, что есть машина, разобранная на детали, от неё остался только ветхий кузов и некоторые элементы шасси. Ах, да, чуть не забыл: на постаменте в центре города один трамвай стоит как памятник. Всё, это исчерпывающий список исторического подвижного состава трамвайного депо города  Евпатория. Города, где по сию пору эксплуатируются самые старые трамвайные вагоны на всём пространстве СНГ — ГДР-овские Gotha T/В57 и Gotha T59. Годы их выпуска зашифрованы в индексе, 1957 и 1959 соответственно.

Двухзвенный Gotha В57 (№018) с одной активной секцией вообще остался в единственном экземпляре. Вот он, красавец, на Симферопольской улице Евпатории.

Евпаторийский трамвай

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

Кабина вагоновожатого переделана под современные кнопочки и тумблеры:

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

Салон тоже осовременили чудовищными пластиковыми креслами.

Евпаторийский трамвай

Ну и сам вагон раскрасили пошлой рекламой кваса.

Одинарный трамвай с кинематографическим номером 007 сохранился лучше «восемнадцатого».

Евпаторийский трамвай

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

Хотя и тут жестокая рука модеринизатора-оптимизатора прошлась по внутреннему убранству:

Евпаторийский трамвай

Лучше всех сохранили экземпляр 012. За ним я гонялся по всей линии, что в условиях Евпатории непросто: едешь – бац! – кирпич. Первые кадры пришлось делать на ходу.

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

Тут восстановили деревянные кресла, хотя и не в строгом соответствии исторической реальности.

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

Кондукторши на этих трамваях к туристам привыкшие, фотокамера их не смущает. Жизнерадостные крымские тётки работают на тридцатиградусной жаре, чтобы получить с каждого пассажира по семь рублей – столько стоит проезд. Вожатые тоже сплошь женщины. А с какой любовью мне про эти трамваи рассказывала дежурная-диспетчер!

А вот трамвай-памятник:

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

Возле него расположен курортный минирынок и некоторые торговки выкладывают барахлишко прямо на бордюр.

Евпаторийский трамвай

В депо – курортная тишина.

Евпаторийский трамвай

На фронтоне главного здания жизнеутверждающая надпись: 2500 лет. Кажется, что это возраст самого депо, косметического ремонта в котором в последний раз не было никогда.

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

Евпаторийский трамвай

Начальник Александр Васильевич в своей белоснежной рубашке показательно контрастирует с пыльными технологическими древностями. Он ведёт меня внутрь, туда, где происходит главное таинство – ремонт антикварных трамваев.

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

Показывает подъёмники, приподнимающие вагон на метр относительно тележки.

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

Хвастается экземпляром Готы с номером 002, который восстановили из руин совсем недавно.

Евпаторийский трамвай

И рассказывает, как можно починить трамвай, запчасти для которого не производятся почти 60 лет.

Ничего сложного: берутся современные колёсные пары и растачиваются до нужного размера (кажется, проще изготовить их заново из болванки).

Евпаторийский трамвай

Древние коллекторные электромоторы латаются до последнего, перематываются по многу раз. Там прямой привод, с вала зацепление идёт прямо на редуктор главной пары, шестерни не выхаживают долго, их тоже приходится подбирать и приспосабливать. Они со слабо-косозубой нарезкой, такие ещё поискать надо.

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

С Татрами проще, у них начинка более современная и запчасти ещё можно найти, от других старых вагонов, списанных.

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

Любую детальку от Готы тут хранят как Н/З. Единственный вагон, который ввиду ветхости бессмысленно было восстанавливать, пустили на запчасти.

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

 Хотя какие там запчасти… Тем не менее, хранят всё, даже двери сняли и не выбрасывают – на всякий случай.

Евпаторийский трамвай

А вот что осталось внутри:

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

А это – старая тележка от Готы:

Евпаторийский трамвай

Поразительно, но занимаются всем этим в трамвайном управлении им. Пятецкого не из любви к славному прошлому. Тут не музей, не реставрационная мастерская. Тут обычное депо и трамваи эти просто возят пассажиров.

— Слышишь, какой ход?! — Александр Васильевич показывает на семенящую мимо Готу 010. – Музыка, а не ход!

Евпаторийский трамвай

Не знаю, по-моему, обычное трамвайное подвывание. Но Александр Васильевич слышит больше моего, он в курсе, как работала электромашина до очередного восстановления и теперь радуется просто исправности.

Радоваться ему осталось недолго.

Евпаторийский трамвай убыточен. Украинские власти его худо-бедно дотировали, нынешние российские смысла в этом не видят. Может статься, что древний город Керкинитида, он же Гёзлёв, он же Евпатория останется без очередного своего исторического объекта, как не осталось ничего или почти ничего тут от греков, киммерийцев, тавров.

Есть ещё вариант, что всю эту доморощенную реставрацию прикроют и просто купят для Евпатории несколько современных трамваев. Правда, их придётся заказывать специально, потому что под узкую колею (ровно метр) серийно тележки давно не выпускаются.

Евпаторийский трамвай

Евпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвайЕвпаторийский трамвай

 

 

Нравится(2)Не нравится(0)

КОММЕНТАРИИ ( 3 )

  1. Александр 31 июля 2014 05:37

    Убьют трамвайное движение, как убили 10 лет назад архангельский трамвай.
    Заказывать новые трамваи под старую колею - вряд ли будут, дорого. Перешивать все под стандарт - дешевле выкинуть рельсы полностью и пустить "Газели" ("Транзиты"/"Спринтеры").

    Нравится(0)Не нравится(0)
  2. Сиденья от http://ru.wikipedia.org/wiki/Tatra_T3 стоят.
    Тоже не самый современный трамвай :)

    Нравится(0)Не нравится(0)
  3. Очень тепло и трогательно рассказал. И грустно. Вот по Лиссабону тоже громыхают древние деревянные трамвайчики. Но там они - городская фишка, сокровище и всенародная любовь. А эти - просто чудо, что ещё живы...

    Нравится(0)Не нравится(0)

Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.