Нравится!

По следу «Кентавра»

10 августа 2014 | 16 Комментариев

Мы нашли их. Всех. Все четыре выпущенных Кентавра и один недособранный кузов. Мы проследили судьбу всех шуйских автомобилей и предлагаем вам полную историю проекта АвтоТеза – Кентавр-2160. Интересного проекта внедорожника с пластиковым кузовом на «нивовских» агрегатах середины 1990-х годов.

Тем, кто не очень в теме, предлагаю для начала ознакомиться с содержанием предыдущих серий здесь и здесь. Для тех, кому лень, даю синопсис.

В 1991 году фирма Автокам из Набережных Челнов заключила договор на поставку сборочных комплектов автомобиля Rickman Ranger. Это были даже не полноценные автомобили, а кит-кары с пластиковым кузовом фирмы FSV на агрегатах фордовских моделей Escort и Sierra, внешне напоминающие Suzuki Samurai.

Фото украдено из интернета

Фото украдено из интернета

Первоначально собирать эти машины хотели в Менделеевске, но потом решили перенести производство в Шую Ивановской области, выкупив здание недостроенного станкоинструментального завода. Ranger оказался сущей дрянью, английские партнёры прислали комплекты с б/у-шными агрегатами, которые, к тому же, были подобраны из рук вон плохо. Краш-тест на дмитровском автополигоне Автокам Рейнджер провалил полностью – это ещё по тем, либеральным правилам СССР. С российской стороны, в свою очередь, возникли проблемы с оплатой поставленных машинокомплектов. Потом проплатили, но уже англичане исчезли из поля зрения… В итоге автокамовцы просто послали англичан подальше и взялись делать Рейнджеры, выклиеивая кузова из отечественного пластика и переведя шасси на москвичёвские (точнее, ижевские) узлы и агрегаты.

Смотря на эту суету, ребята из Шуи как-то быстро расхотели связываться с Рейнджером и решили делать собственный автомобиль. Создали фирму АвтоТеза и заказали в НАМИ разработку внедорожника на агрегатах Нивы. С пластиковым, разумеется, кузовом. Предполагалось, что стапельным способом таких машин можно изготавливать до 5 тыс в год. Автомобиль назвали Кентавром-2160 (даже индекс передрали у Рейнджера!).

В НАМИ под руководством конструктора Александра Миронова сделали проект автомобиля, первый экземпляр которого собрали в Шуе в начале 1994 года. Его показали на московском международном автосалоне на ВДНХ в августе того же года, где я на этой машине и покатался.

Кентавр на ВДНХ в дни работы Автосалона-94

Кентавр на ВДНХ в дни работы Автосалона-94

Потом машина демонстрировалась на автосалоне в Питере осенью 1994 года и опять в Москве, в 1995-ом. Осенью 94-го начались сертификационные испытания, для чего изготовили второй образец. Вот фото с полигона, с испытаний на пассивную безопасность.

Краш-тест машина, которой к тому времени изменили индекс на 2161, прошла небезупречно: сорвало с места аккумулятор, оторвало крепление бензобака, отвалилась обшивка потолка… Но по уровню деформаций всё уложилось в нормы. Фактически, Кентавр нуждался лишь в незначительных доработках, после которых его уже можно было бы производить и продавать.

Но финансовые проблемы учредителей АвтоТезы похоронили проект.

Всего собрали четыре Кентавра и ещё один кузов остался просто кузовом, без агрегатов. До недавнего времени считалось, что два экземпляра остались на полигоне в Дмитрове (якобы, фирма не смогла расплатиться за испытания) и тихо закончили свой век в качестве разъездных машин. Что стало с двумя другими Кентаврами – можно было только догадываться. Вроде бы один, белый, время от времени видели в Шуе, но какой это экземпляр по счёту, не перекрашенный ли и кому принадлежит – информации не было.

Теперь есть.

Если бы не Олег Симашков, бывший инженер-конструктор АвтоТезы, то хрен бы я прошёл весь этот путь. Но Олег просто сказал: «Приежай, я всё устрою». И я поехал в Шую.

Того завода больше нет. Точнее, здания сохранились, но принадлежат уже совсем другой конторе, австрийцы там выпускают ДСП. В 1996 году АвтоТеза обанкротилась и всё её нехитрое имущество (подъёмники, небольшой запас запчастей) перевезли на территорию шуйского радиозавода. Который ныне тоже банкротится. А принадлежит он фирме Болстар, выкупившей в 2003 году имущество АвтоТезы. А исполнительным директором на Болстаре трудится Алексей Мишуров, один из менеджеров покойной АвтоТезы.

Алексей и Олег ведут меня сквозь руины радиозавода, мимо бешеной собаки, мимо заросшего фонтана и маленького яблочного садика в последней степени запустения – ведут в полуразрушенный цех, где покоится один из Кентавров.

Вот он, родной, именно он проходил ездовые испытания в Дмитрове. Машина, пущенная под удар, была сиреневого цвета и она умерла естественным образом. А этот сохранился, вернувшись с полигона.

На полигон обе машины гнали своим ходом. Как говорит Алексей: «без номеров, мимо всех постов ГАИ, по полям».

Красный Кентавр представляет собой жалкой зрелище. Колёса, коробку передач и раздатку приватизировали неизвестные эффективные менеджеры, металлические части поржавели, салон частично разукомплектован и загажен.

Двигатель более-менее цел.

Кузов, благо пластиковый, в прекрасном состоянии – его отмыть только.

Хотя местами пластик начал растрескиваться.

Вот Олег Симашков, сам удивлённый неожиданной находке и Алексей Мишуров, фактический владелец этой машины, позируют перед артефактом своей молодости:

В принципе, этот Кентавр можно восстановить, фатальных разрушений у машины нет. Все агрегаты выпускаются и сейчас, а реконструкция салона – вообще плёвое дело, он примитивен.

Теперь нам нужно выйти наружу, из этого мрачного пыльного помещения и пройти метров двести до забора. Там покоятся останки другого Кентавра, самого первого.

Как и красный, этот сиреневый Кентавр получил в своё время в ГАИ некие временные номера, сейчас их в базе уже нет. Он катался в качестве служебного автомобиля. Посетил три выставки… И в конце концов нашёл пристанище у забора банкротящегося радиозавода. Его прилично разукомплектовали.

Кстати, на этой машине передняя панель салона сделана немного иначе, чем на красной, по центру нет «бороды», а пластиковая декоративная маска обклеена не карпетом, а сиреневой тканью. Олег говорит, что вообще хотели «торпеду» флокировать, но руки не дошли.

На полу – обычный ковролин.

На боковинках просматриваются остатки былого благородства.

В нише заднего фонаря можно увидеть кусочек каркаса. Трубы для него на АвтоТезе гнули и сваривали сами. Планировали даже перейти от обычной углеродистой стали на нержавейку, тогда машина вообще была бы «вечной».

Но и обычная стальная рама за 20 лет не так уж и сгнила.

Хожу, фотографирую. Дивлюсь: именно на этой, этой машине я сам ездил!

И тут Алексей как-бы невзначай говорит: а у меня там ещё кузов стоит.

!!!

Едем к дальней складской площадке, где под навесом видим это:

Это тот самый единственный некомплектный кузов, и в прекрасном состоянии. Про него все забыли, да и кому он нужен…

А его хоть сейчас на сборку!

В багажнике – крышка капота от того Кентавра, что разбили на полигоне.

А рядом – всё, что осталось от имущества АвтоТезы: какая-то лебёдка на стойках и куча резиновых втулок, закупленных впрок.

Ну что ж, три экземпляра и кузов, в принципе, найдены (если считать крышку капота – всё, что осталось от краш-тестовой машины). Но самое главное впереди.

А впереди у нас деревня Бяково, там живёт пенсионер Валерий Алексеевич, ставший владельцем второго по счёту, белого Кентавра. Единственной машины, которая была продана. Точнее, сделана по спецзаказу одного ивановского милиционера-предпринимателя Игоря Мищенкова, владельца фирмы Ахтамар.

Валерий Алексеевич – бывший следователь, он помог поставить Мищенкову машину на учёт, использовал, так сказать, все свои прежние связи.

Белый Кентавр делали как охотничью машину, с местом для оружия, с креплением для радиотелефона…

А три года тому назад Мищенков подарил Валерию Алексеевичу этот Кентавр. Сказал просто: бери. Теперь машина живёт в деревне Бяково. И не сказать, что в рафинированных условиях: кажется, что последнее ТО на ней не делали никогда.

В салоне грязь, не хватает дверных обшивок, сиденья поставлены от старого BMW и не закреплены к полу, просто болтаются. Видимо, подгонкой салазок даже не заморачивались.

На кузове множество трещин и потёртостей.

Видно, что Валерию Алексеевичу по фигу, на чём ездить. Между тем, на предложение продать машину он отвечает категорическим отказом. И обещает в конце концов заняться её реконструкцией.

Вообще, ему простительно: бывший друг Довлатова, участник местного театра, автор книги с оригинальным названием «Весь мир – театр». Милиционер-лирик, короче.

Теперь у нас полный комплект Кентавров. Юбилейный, так сказать. Ведь ровно 20 лет тому назад, в августе 1994 года, на московском автосалоне состоялся первый публичный показ этой машины.

Не буду лить дежурные слёзы на тему «ах, какая могла быть машина!». Ничего особенного в Кентавре не было, это просто добротно спроектированный автомобиль на агрегатах, которые уже тогда устарели. Но Миронов лишил Кентавр главных недостатков Нивы – тесноты, плохой управляемости и шумности (раздвинул базу, сделал раздатку соосной коробке) и машина, безусловно, нашла бы своего потребителя при условии нормальной сборки. Могло это случиться? Вряд ли. Ни один из подобных проектов в те (да и в последующие) годы не выгорел. Кустарная сборка по определению хуже полноценно конвейерной, пластиковые кузова сложно или невозможно отремонтировать в обычном автосервисе, а мелкие фирмы, затевающие автомобилестроение на голом энтузиазме понятия не имеют, что такое бизнес-планирование.

А всё равно жалко. Ведь я ездил на Кентавре. И мне понравилось.

Нравится(18)Не нравится(0)
Дополнительные материалы


КОММЕНТАРИИ ( 16 )

  1. Спасибо! Как всегда очень интересно!
    Даже не знал об это проекте.
    Сейчас очень жду, что получится у ВАЗа с Нива-3.

    Нравится(1)Не нравится(0)
  2. Александр Круглов 10 августа 2014 19:59

    Спасибо за рассказ! Хорошо помню, как сиреневый "Кентавр" в том же 1994 году был героем статьи в давно сгинувшем глянцевом журнале "AutoShop"

    Нравится(2)Не нравится(0)
  3. Лить слёзы и правда не о чем, мишка из той же оперы.

    Что это за приблуды там под щётками стеклоочистителя (чтобы щётки на капот не падали?). Доработка или "конвейер"?

    Кстати, на табличке белого "кента" мелькает индекс 2170.
    Также, если бы не белый цвет, то не заметил сначала "ноздри" под лобовухой.

    А так, да - спасибо за экскурс в историю!

    Нравится(1)Не нравится(1)
  4. Душевная статья, спасибо!

    После вашей статьи в Авторевю про серпуховский завод, читаю ваш блог постоянно.

    Нравится(1)Не нравится(0)
  5. Есть еще один экземпляр в городе Шуя. Года 3 назад мы на нем на рыбалку даже ездили. Принадлежит хозяину фирмы, которая делает в Шуе, буквально на коленке, самолеты и аэросани. Вот их сайт http://www.stepavia.ru. Автомобиль и сейчас, по моему, на ходу.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  6. Наклейка Авторевю на капоте красной машины откуда?

    Нравится(1)Не нравится(0)
  7. Максим Сметанский 21 августа 2014 09:10

    Спасибо за рассказ. Часто вспоминаем о "Кентавре". Интересно было узнать дальнейшую судьбу автомобиля. Жаль, что все так быстро закончилось. А на сиреневом тоже приходилось поездить.

    Нравится(1)Не нравится(0)
  8. Может, не совсем в тему, но один Автокам-2160 внезапно обнаружился в г.Курчатове Курской области. Случайно наткнулся в объявлениях:
    [url]https://www.avito.ru/kurchatov/avtomobili_s_probegom/drugaya_marka_1995_444558777[/url]
    [img]https://45.img.avito.st/1280x960/1169028545.jpg[/img]

    Нравится(2)Не нравится(0)
  9. Приветствую и хочу уточнить некоторые моменты. Ни один автомобиль ,кроме первого, не приезжал на полигон своим ходом, а только в кузове Камаза. Испытание на лобовой удар проводились на автомобиле, в котором агрегаты были муляжами. "Мертвый" мотор 1.3 с "пятерки", "мертвая" коробка... После удара кузов автомобиля частично восстановили и провели испытание прочности точек крепления ремней безопасности. Второй автомобиль должен был стать обЪектом для внутризаводских испытаний, но был продан из каких то особых соображений, за то теперь он катается в отличие от остальных. Измененная панель приборов или торпедо -вынужденная мера , тк еще при сборке первого автомобиля стало понятно, что чертежи,полученные из разных отделов НАМИ, ни кто не удосужился сопоставить между собой, а ответ на возникающие вопросы-классическое советское: "К пуговицам претензии есть?" Ощущение было такое, что для "намистов" это просто калым. У нас на руках не было даже эскизов внешнего вида машины. И, кстати, по поводу ударов кувалдой-это красивый миф,от сильного удара гелькоуд треснет (верхний пигментированный слой стеклопластика).PS. Ranger не был дрянью, он был прикольной самоделкой, которую наши неискушенные предприниматели решили поставить на поток. Такой пример: по советскому асфальту летит под 120 девяносто девятая, подлетая на ухабах, и вдруг ее легко делает устойчивый почти на любой дороге RANGER? Представьте лицо хозяина 99ой, королевы дорог того времени... А вообще то, хорошее было время...

    Нравится(1)Не нравится(0)
  10. Вот почитайте, что произошло с белым кентавром и его горе-водителем. http://ivanovonews.ru/news/detail.php?id=506905

    Нравится(6)Не нравится(1)

Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.