Нравится!

Как собирают Lada 4х4 в Казахстане

26 декабря 2014 | 9 Комментариев

Lada 4х4 в Казахстане

Производство Lada 4х4 (тогда ещё ВАЗ-21213 Нива) началось в Казахстане в феврале 2003 года. Хотя завод Азия-Авто был заложен на востоке Казахстана, в городе Усть-Каменогорск, почти тремя годами ранее.

Попробовать себя в качестве автопромышленника решил владелец казахской сети автосалонов Бипэк-Авто Анатолий Балушкин. В результате его усилий появилось постановление премьер-министра Казахстана от 9 ноября 2000 года, предписывающее «одобрить инициативу акима Восточно-Казахстанской области о создании автосборочного производства в городе Усть-Каменогорске».

Lada 4х4 в Казахстане

Вложив около $15 млн собственных и заёмных средств, Бипэк-Авто отремонтировал и оснастил нужным оборудованием выкупленные у Востокмашзавода пустующие корпуса. Заключили договор с ВАЗом на сборку Нивы из тольяттинских машинокомплектов. «Бипэку» тогда сильно повезло: в Финляндии ликвидировалось совместное предприятие Valmet и ВАЗа, собиравшее «евро-девятку». Под это дело по очень скромной цене выкупили у финнов высвободившееся оборудование – подвесной конвейер, сварочную линию, ещё кое-что, по мелочи. А поскольку Азия-Авто задумывался как завод полного цикла, то заказали у Durr и окрасочный комплекс.

Предсерийные Нивы собрали ещё в 2002 году, для сертификации. А с марта 2003 первые автомобили, собранные в Казахстане, появились в автосалонах.

Увы, жизнь внесла свои коррективы в масштабный замысел Анатолия Балушкина. На полный цикл вывести завод не удалось – продажи Нивы просто не генерировали нужного финансового потока. Поэтому в 2005 году пришлось договариваться с чехами на предмет крупноузловой сборки Skoda Octavia. ВАЗовских машин к тому времени было собрано чуть более восьми тысяч.

Спустя пару лет к Skoda добавился Chevrolet, потом KIA… Но это всё была стапельная SKD-сборка. Конвейер же работал только на производство Лад. С 2007 года начали делать ещё и ВАЗ-21099, но объём этой модели был невелик. Главной машиной для Азия-Авто оставалась старушка-Нива, переименованная в 2006 году в Ладу 4х4. Она и сейчас пользуется спросом: с января по октябрь 2014 года сделали 4177 автомобилей (17,4% от производственной программы Азия-Авто). А за 11 лет в Усть-Каменогорске произвели 35 000 «Нив».

Казалось бы, какое нам дело до казахских «Нив»? Поверьте, российскому потребителю уже есть смысл узнать о них побольше. Зачем – расскажем чуть позже, пока же давайте посмотрим, как собирают Ладу 4х4 в Усть-Каменогорске и чем она отличается от привычной нам ВАЗовской версии.

Машинокомплекты из Тольятти приходят в контейнерах. Кузов первой комплектации – так называемый «обитый». То есть, салон у него почти собран, но отсутствуют силовой агрегат и шасси.

Кузова ставят на транспортные тележки…

Lada 4х4 в Казахстане

…и перевозят к двум последовательно расположенным подъёмникам.

Lada 4х4 в Казахстане

Здесь кузова перевешивают на подвесной конвейер, тот самый, что в своё время купили в Финляндии.

Lada 4х4 в Казахстане

Первые несколько операций – доработка салона.

Lada 4х4 в Казахстане

Проверяют крепления ремней безопасности, если надо, устанавливают детали внутренней облицовки.

Lada 4х4 в Казахстане

Тем временем в сторонке, на отдельных постах ребята готовят к установке агрегаты. Подсобирают задний мост, присоединяя к нему тормозные трубки и трос стояночного тормоза:

Lada 4х4 в Казахстане

Собирают рулевой вал с замком зажигания:

Lada 4х4 в Казахстане

И, конечно, состыковывают воедино части силового агрегата – коробку передач:

Lada 4х4 в Казахстане

Сцепление и двигатель:

Lada 4х4 в Казахстане

Кузов тем временем плывёт по конвейеру…

Lada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в Казахстане

Lada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в Казахстане

И доплывает до устройства опрокидывания. Точнее, не столько опрокидывания, сколько разворота в горизонтальной плоскости на 90 градусов.

Lada 4х4 в Казахстане

Как видим, топливные трубки и фильтр уже установлены на ВАЗе.

Lada 4х4 в Казахстане

Но и для казахских сборщиков есть работа – закрепить тормозные трубки в кронштейнах:

Lada 4х4 в Казахстане

И доработать ЛКП:

Lada 4х4 в Казахстане

Хотя какое снизу ЛКП… Тут исключительно противошумная и антикоррозионная мастика. Её надо счистить с определённых мест, чтоб не мешала креплению элементов шасси, а кое-какие места, напротив, промазать дополнительно.

Потом кузов возвращают в нормально-горизонтальное положение.

Lada 4х4 в Казахстане

Силовой агрегат, меж тем, на тележке подкатывают к месту «женитьбы».

Lada 4х4 в Казахстане

После которой можно заняться и шасси.

Lada 4х4 в Казахстане

Ставят мосты, прикручивают раздатку, соединяя всё это хозяйство карданами.

Lada 4х4 в Казахстане

Обратите внимание, как много точек дополнительного антикора появляется на днище.

Lada 4х4 в Казахстане

Промазывают даже относительно безобидные места в арках.

Lada 4х4 в Казахстане

На изгибе конвейера – последние операции по присоединению рулевых тяг и приводов.

Lada 4х4 в Казахстане

Лада 4х4 сходит с конвейера со штатной металлической защитой картера двигателя.

Lada 4х4 в Казахстане

Теперь машину можно спускать с подвеса и ставить на колёса.

Lada 4х4 в Казахстане

Колёса у казахских Лад исключительно легкосплавные, такие на ВАЗе не ставят. А в Усть-Каменогорске ставят!

Lada 4х4 в Казахстане

Это одно из немногих различий тольяттинской и местной сборок.

Шины – КАМА Flame 205/70R16.

Lada 4х4 в Казахстане

Другой особенностью местной Лады является аккумулятор – его поставляет казахский завод Kinar из города Талды-Курган. Один из ведущих производителей автомобильных АКБ эпохи СССР, между прочим.

Lada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в Казахстане

Теперь надо навести порядок в моторном отсеке…

Lada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в Казахстане

…и установить «музыку». Головное устройство (магнитола, если по-народному, хотя это, конечно, не магнитола) покупают в Китае. Но не дешёвый «ноунейм», а нормальную Sony.

Lada 4х4 в Казахстане

Это ещё одна «фишка» Азии-Авто, ВАЗ на музыке экономит.

Сборочный цех Азии-Авто – эталон чистоты и спокойствия. Тут светло, тепло и на удивление тихо. Слышно только шуршащий привод конвейера, который иногда останавливается для исправления кое-каких проблем. Ну, или на обед.

Lada 4х4 в Казахстане

В перерыве рабочие могут «резануться» в сику в бильярд – стол стоит прямо в цехе.

Lada 4х4 в Казахстане

Нехитрый инструмент распределён по нумерованным ячейкам, не запутаешься.

Lada 4х4 в Казахстане

За всем этим хозяйством следит начальник цеха Александр Акулов.

Lada 4х4 в Казахстане

Lada 4х4 в Казахстане

В конце сборочной линии на машину лепят фирменный знак отличия.

Lada 4х4 в Казахстане

И заправляют бензином и другими жидкостями:

Lada 4х4 в Казахстане

Но всё это только полдела. Теперь Лады нужно привести в рабоче-товарное состояние: настроить и проверить. Это происходит уже в другом цехе. В который машины проезжают вот по таким неровностям, чтобы протрясти подвеску.

Lada 4х4 в Казахстане

Перво-наперво – регулировка углов установки колёс и света фар.

Lada 4х4 в Казахстане

Это делается на одном универсальном стенде.

Lada 4х4 в Казахстане

Lada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в Казахстане

Lada 4х4 в Казахстане

Колёса встают на барабаны:

Lada 4х4 в Казахстане

Руль и педали фиксируются.

Lada 4х4 в Казахстане

После регулировок работник распечатывает данные и кладёт бумажку под стекло.

Lada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в Казахстане

Следующий пост – проверка машины под нагрузкой и снятие динамических характеристик.

Lada 4х4 в Казахстане

Это камера с большими беговыми барабанами и вентилятором, дующим «в лоб», чтобы не перегревался двигатель.

Lada 4х4 в Казахстане

Потом – контроль герметичности под водяным душем.

Lada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в Казахстане

Теперь надо проверить подвеску на предмет люфтов.

Lada 4х4 в Казахстане

Lada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в Казахстане

И можно пропускать машину через «световой тоннель», где выявляются дефекты лакокрасочного покрытия.

Lada 4х4 в Казахстане

При сборке ЛКП не защищается, накладки на кузов не используются. Говорят, работники внимательны и стараются не повреждать эмаль. Но всё равно дефекты случаются, как из-за сборщиков, так и по причине неаккуратной транспортировки. Бывает, что перекрашивают даже панели полностью, в специальной камере. А сушат переносными компактными сушилками.

Параллельно Ладе 4х4 Азия-Авто выпускает несколько моделей Chevrolet, Skoda и Kia. Но, как уже говорилось, это более простая сборка. Вот как это выглядит.

Lada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в Казахстане

Lada 4х4 в Казахстане

Теперь можно вернуться к вопросу о том, каков практический интерес к Азии-Авто может быть у российского автопотребителя. Очень простой: фирма Бипэк-Авто подписала договор с ВАЗом, который предусматривает продажу Лад на территории России. Причём как собранных в Казахстане, так и аутентичных, тольяттинских (начнут с последних). Это, на секундочку, первый случай в истории ВАЗа по привлечению иностранного дистрибьютора на территорию РФ. Пока ареал распространения Бипэк-Авто ограничивается пятью околограничными сибирскими городами – Омском, Новосибирском, Кемерово, Барнаулом и Томском. И это при том, что в этих городах у ВАЗа имеются собственные представители! Неужели ВАЗовцы задумали столкнуть лбами продажников в далеко не самых благополучных с точки зрения объёмов регионах? Зачем?

Всё просто: Бипек-Авто просто покупает часть дилерской сети ВАЗа, ныне принадлежащей Ладе-Сервис. Покупает 75% доли участия в капитале каждого из автосалонов. Сумма сделки – секрет, но если учесть, что каждый автосалон – это примерно 14 000 кв.м., то Бипэку выход на российский рынок будет стоить минимум $5 млн.

И самый главный вопрос: зачем это нужно ВАЗу?

Затем, что Бипэк со своим автозаводом становится стратегическим партнёром ВАЗа в новом проекте – строительстве нового автозавода в Усть-Каменогорске, где будут производиться автомобили под маркой Лада.

Если помните, ещё в 2008 году АвтоВАЗ вообще планировал купить Азию-Авто и наладить там сборку Гранты и других перспективных моделей. Казалось, что это самый прямой путь к укреплению позиций на казахском рынке, который для ВАЗа является приоритетным (на Казахстан приходится 80% всего экспорта Волжского автозавода). Тогда не получилось – Медведев с Назарбаевым не договорились о протекционистских мерах. Теперь, спустя почти восемь лет, эта идея трансформировалась в СП для строительства нового завода.

Дело в том, что при площади в 8,2 га Азии-Авто расширяться некуда, даже былые планы по постройке сварочно-окрасочного комплекса упёрлись в почти непреодолимые сложности. А над заводом довлеет обязательство по локализации в рамках национального соглашения о промсборке: Азия-Авто к 2020 году должна обеспечить минимум 30%. Сейчас казахи говорят о 31%, но это очевидное лукавство, основанное на произвольности подсчёта. Если же применить действующую в РФ (а значит и в таможенном союзе) методику, базирующуюся на добавленной стоимости, то уровень локализации окажется совершенно мизерным.

Другой резон для Бипэка: выход на российский рынок потребует значительно больших объёмов Лад, дать которые можно только отказавшись от сборки иномарок. А отказываться от стабильного финансового потока ой как не хочется…

Так и получился обоюдовыгодный проект – автозавод полного цикла Азия-Авто Казахстан мощностью 120 000 автомобилей в год. Располагаться он будет поблизости от нынешнего предприятия, на окраине Усть-Каменогорска, на отдельной площадке в 523 гектара, выделенной казахскими властями. Тут же разместят и технопарк с площадками для производства компонентов. Общий объём инвестиций оценивается в $500 млн, а с учётом производства комплектующих – больше миллиарда долларов. Думается, это сильно завышенные цифры: даже в России сборочные заводы строились иностранными фирмами за более скромные деньги. На сегодняшний день бюджет составляет $32 млн, это собственные средства Бипэк-авто. Доли участия распределены следующим образом: контрольный пакет (50% + 1 акция) принадлежит Бипэк-Авто, 25% у АвтоВАЗа и ещё 25% — у об СПК Ертiс, представляющую собственно правительство Казахстана. Но в ближайшее время пакет акций Ертiс должен быть передан другой структуре – это требование казахстанского закона «Об инвестициях», запрещающего господдержку компаниям с госучастием.

Завод Азия-Авто Казахстан планируется запустить в 2017 году, первоначально его мощность составит 60 000 автомобилей и только к 2020 выйдет на вдвое больший показатель. С выходом на проектную мощность на российский рынок планируют поставлять примерно 70 000 автомобилей в год. По плану это будет три ВАЗовских модели – Калина, Гранта и, как ни странно, «Нива-3», ещё не существующая даже как внятный проект. Бу Андерссон, в свою очередь, пообещал, что в Казахстане наладят выпуск Lada Vesta и Lada X-Ray. А там, чем чёрт не шутит, можно подумать и о создании собственного автомобиля. И уже появилась информация о скором выпуске первого казахского электромобиля!

На старой (то есть нынешней) площадке Азии-Авто предполагается собирать агрегаты, например, коробки передач. Тут же, по всей видимости, останется и крупноузловая малотиражная сборка иностранных моделей.

Сейчас строительство нового автозавода находится в самой начальной стадии.

Lada 4х4 в Казахстане

Рабочие сняли грунт, забили сваи, возвели несколько технических построек – ангары, общежития.

Lada 4х4 в Казахстане

Lada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в Казахстане

Lada 4х4 в Казахстане

Мы идём по площадке с начальником строительства Константином Рагозиным и тот показывает: здесь будет сварка, здесь сборка, а вон там, ближе к лесочку, сделаем накопительную площадку.

Lada 4х4 в Казахстане

Константин Рагозин, заместитель гендиректора Бипэк Азия-Авто по строительству.

— Здесь у нас 250 000 квадратных метров производственных площадей заложено, — говорит Рагозин. – Сборка, сварка, окраска – это всё разные корпуса, соединённые между собой галереями и пешеходными переходами. Штамповку запустим позже. А вот сварку – сразу, причём будут и роботы, и простая ручная сварка. На втором этапе станем работать в две смены и доведём производство до 120 000 машин с расширением цеха сварки – это начало 2018 года. А на третьем этапе, который уже ближе к 2019 году, запустим и штамповку, и производство деталей подвески и рулевого управления. К 2019 году здесь будет работать почти 6 тыс человек.

Кстати, интересная подробность: сварочное оборудование у Азии-Авто уже было, его, если помните, приобрели у финнов больше десяти лет назад. Оно долго простаивало. Но пару лет назад Анатолию Балушкину позвонил Игорь Комаров, тогдашний глава ВАЗа и предложил сварочную линию выкупить, она нужна была для запуска в Ижевске Гранты. Балушкин говорит: я Игоря, как директор директора, спрашиваю: миллион рублей тебя устроит? (Это совершенно символическая цена – Авт.) Вот я и отдал ему за миллион. Как директор директору.

Для ВАЗа Азия-Авто Казахстан – совершенно шикарный проект, не требующий серьёзных вложений. По сути, за поддержание и увеличение доли рынка ВАЗ расплачивается поставками машинокомплектов и уступкой дистрибьюторства в Сибирском федеральном округе. Это всяко меньшая цена, затевай ВАЗ сборку в Казахстане самостоятельно. Бипэк тоже не в накладе: уровень господдержки у проекта высок, вся инфраструктура под завод (площадка, коммуникации) фактически подарены государством.

Сейчас невозможно спрогнозировать, как на проект повлияет кризис в России. Всё-таки расчёты с иностранными поставщиками оборудования происходят, в основном, без привлечения рубля, через связку тенге-доллар (или евро). Возможно, это станет спасением, а сам завод – тихой гаванью в бушующем океане проблем российской экономики.

Если, конечно, сам Таможенный Союз не рухнет под спудом политических неожиданностей.

PS: Теперь давайте посмотрим на мероприятие, посвящённое выпуску 100 000-го автомобиля в Усть-Каменогорске. Это, конечно, Лада 4х4. На торжество приехал сам Бу Андерссон. Позвали и Петра Михайловича Прусова, считающегося «отцом» классической Нивы. Он там есть, на одной из фотографий.

Lada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в КазахстанеLada 4х4 в Казахстане

 

 

Нравится(2)Не нравится(0)

КОММЕНТАРИИ ( 9 )

  1. А ВАЗ 2131 сможет войти по габаритам на этот конвеер?

    Нравится(0)Не нравится(0)
  2. статья нормальная
    но! ваш полит высер в конце - незачет

    Нравится(3)Не нравится(0)
  3. выходит казахи серьезнее и ответственнее относятся к сборке нивы , чем на ВАЗе 😆

    Нравится(3)Не нравится(1)
  4. Спасибо Автору! Прекрасная статья. Полезная для меня.

    Нравится(2)Не нравится(0)

Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.