Нравится!

MultiJet для старушки

28 декабря 2014 | 39 Комментариев

Лада 4х4

На ВАЗе собран опытный образец автомобиля Лада 4х4 с итальянским дизелем  Fiat 1.3 16v MultiJet второго поколения. Этим мотором оснащалось множество автомобилей, от престижной Alfa Romeo MiTo до коммерческого фургона  Fiat Doblo. Двигатель  1.3 MultiJet имеет несколько вариантов форсировки, на ВАЗе использовали промежуточную, 85 л.с.

Fiat 1.3 MultiJet

Fiat 1.3 MultiJet – старожил на рынке, он выпускается больше десяти лет (с 2003 года) и пережил как минимум две большие модернизации; последняя версия отвечает нормам Евро-5. В 2005 году он даже удостоился титула «Двигатель года» в категории 1,0–1,4 л. В прошлом году на заводе Fiat Powertrain Technologies в польском городе Бельско-Бяла был торжественно отмечен выпуск пятимилионного экземпляра.

завод Fiat Powertrain Technologies в польском городе Бельско-Бяла

Точный рабочий объём — 1248 см3. Мощность 85 л.с. для версии с изменяемой геометрией турбины. Крутящий момент – 180 н.м. Это выходит за рамки возможностей трансмиссии Лады 4х4, там входной момент не превышает 165 н.м.

Этот мотор довольно «холодный», при этом очень «гибкий». Вот на этом графике можно посмотреть его «эластичность».

график эластичности мотора

Конструкция мотора отработана до нюансов, он надёжен. И, что важно, нетребователен к обслуживанию, масло там рекомендуется менять через 35 тыс. км.

В капотное пространство старой Нивы 1.3 MultiJet встал хорошо. Даже по массе, как говорят, всё вышло неплохо, передняя ось не перегружается.

Но вот с компоновкой навесных агрегатов – беда. И выпускную систему, и радиатор, и много чего ещё нельзя установить без существенных доработок по кузову. Есть проблемы и с электрикой: этот мотор управляется по CAN-шине, а Лада 4х4, как известно, автомобиль абсолютно аналоговый. Не очень просто сделать магистраль обратного слива. Разумеется, места под крышкой капота для запасного колеса уже не остаётся, его придётся тупо класть в багажник. Или городить «калитку» на задней двери, но это тоже непросто и долго.

Но все эти сложности меркнут на фоне вышеупомянутых ограничений по несущей способности трансмиссии, причём не только коробки передач, но и других элементов – карданных шарниров, редуктора заднего моста… Только раздаточная коробка более-менее справится с такой нагрузкой. Остальные узлы нуждаются как минимум в глубокой модернизации. Такая модернизация уже осуществляется – для установки мотора 1,8. В январе должны собрать первые экземпляры усиленной коробки передач, рассчитанной аккурат на 180 н.м. У неё более мощный оребрёный картер, косозубая передача прямого зацепления на заднем ходу, новые многоконусные синхронизаторы типа Borg Warner, рассчитанные на использование сцепления большего диаметра. Подшипники тоже поставили помощнее.

Напомню, что варианты дизелезации Нивы истории известны – от старых Peugeot и VM, ставившихся на экспортные модификации, до ВАЗ-341 от Барнаултрансмаша. Но всё это слабые моторы, иногда даже атмосферные и их момент не превышал пиковый. Например, крутящий момент мотора Peugeot XUD 9SD для ВАЗ-21215 равнялся 121 н.м.

Был опыт установки современного дизеля 1,9 Fratelli Negri Motori («дочка» Фиата) с моментом 195 н.м., но там использовали коробку передач Aisin от ШНивы FAM-1. Тольяттинская фирма Тема Плюс предлагает форсированный ВАЗовский мотор (1,9 литра, 105 л.с, 160 н.м) со старой трансмиссией, но делает это на свой страх и риск. ВАЗ такого риска позволить себе не может.

Fiat 1.3 MultiJet

Как говорят ВАЗовцы, выбор двигателя сделал сам Бу Андерссон,  чем он руководствовался – неясно. Дизель для Лады 4х4, конечно, нужен, но коммерческая сторона проекта пока не вырисовывается даже как черновик.

Непонятно, сколько такой двигатель может стоить в закупке (договора с Fiat Powertrain у ВАЗа, разумеется, нет и неизвестно, будет ли) и насколько подорожает автомобиль. Так же никто не просчитал потенциальную ёмкость рынка и окупаемость проекта с учётом грядущей смены модели. Впрочем, может быть, дизель примеряется именно под Ниву-3. Тогда это хороший выбор: 1.3 MultiJet давно себя окупил и не должен быть дорогим. Главное, чтобы поляки сами не сняли его с производства до той поры, когда Нива-3 увидит свет.

Во всей этой истории остаётся непонятным вот что: недавно, буквально несколько недель тому назад, стало известно об отказе установки на Ладу 4х4 переднеприводного восьмиклапанного мотора. Дескать, дорого. Хотя там вся подготовительная работа была проведена, машина нуждалась только в сертификации. Итало-польский дизель явно получится намного дороже бензинового мотора, который за счёт небольшой дефорсировки по мощности имеет почти «дизельную» характеристику момента. С тактической точки зрения выгоднее вернуться к бензиновому проекту. Но стратегически дизель, конечно, предпочтительнее.

PS: на ВАЗе работают и с адаптацией для Нивы полуторалитрового французского дизеля от Дастера. Но это совсем другая история.

 

Нравится(2)Не нравится(0)

КОММЕНТАРИИ ( 39 )

  1. Алексей Потапов 28 декабря 2014 19:24

    стратегически - для перспективной модели
    а под Ниву-3 практичнее было бы начать параллельную разработку как кузова, так и мотора-трансмиссии

    Нравится(1)Не нравится(0)
  2. Столь малый объём двигателя - очень хороший задел для экспорта в страны, где таможенная пошлина и последующий годовой налог рассчитывается от кубатуры. В Турцию, например.

    Нравится(1)Не нравится(0)
  3. Странный выбор. Как будто у Рено-Ниссан своих дизелей нет. Внутри холдинга было бы договориться легче, разве нет?
    Рабочий бъем тоже смущает. В этом году катался на дизельной Linea, там был близкий по объему дизель, кажется, 1,3. Ну не ехала она!

    Нравится(1)Не нравится(0)
    • все упирается в цену.

      Нравится(0)Не нравится(0)
      • Вы хотите сказать, что покупать дизель на стороне ВАЗу дешевле, чем внутри холдинга?

        Нравится(0)Не нравится(0)
        • Пф, а с чего нахождение внутри альянса должно делать этот двигатель дешевле? Это каким-то образом отменяет законы производства и экономики? Мультиджет запросто может быть настолько технологичен и тиражен, что в закупе окажется дешевле, чем реношная полторашка со скидкой, которую, быть может дал бы Альянс ВАЗу.
          Ну и плюс нельзя скидывать со счету компоновочные вопросы - дизель альянса запросто может оказаться неподходящим по габаритно-массовым характеристикам.

          Нравится(1)Не нравится(0)
          • Конечно, не отменяет. Но забавно.
            Что до компоновки - интересно, повлияло ли на нее то, что двигатель 21213 (сиречь, допиленный 2101) является родственником фиатовского двигателя от Фиат-124?
            Нива возвращается к корням? =)

            Нравится(0)Не нравится(0)
          • Кхм, ну 2101 и иже с ними, если и родственники ФИАТомотора, то сильно далекие - из общего там копоновочные решения, и основы архитектуры, которые от Аурелио Лампреди достались. На этом сходство заканчивается и начинается почти полная разунифиакция с прародителем, там, емнип, только ряд третьестепенных деталюшек подходит.
            Самая главная общность - это сочетаемость ВАЗОвских КПП с ФИАТовскими моторами, и сочетаемость эта была, пока не закончили выпускать последнее семейство моторов, заложенное Лампреди - Fiat TwinCam, в 2000-м году вроде как. Т.е. двухлитровый двигатель от Lancia Dedra на ВАЗовскую КПП должен встать. Насколько эта совместимость сохранилась в последующих за эти 15 лет поколениях двигателей - уже неизвестно, но отчего-то я не удивлюсь нисколько, если у этого Мультиджета расположение отверстий под болты крепления КПП окажется таким же, как у и FIAT Ritmo или FIAT 132.

            Нравится(0)Не нравится(0)
  4. 1,3 - это не дизель. Это насмешка над дизелем.
    Обороты упали ниже 1500 - сразу заглохнет. Все, надевай сапоги, бери лопату.
    Воистину, доработанный 11186 был бы вкуснее.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  5. насчет крутящего момента дизелей и возможностей трансмиссии - самый мощный ВАЗовский дизель, который 1.8 с турбо - ВАЗ-3431 выдавал 80 л.с. и 147 Нм - этот двигатель трансмиссия "держала". Ну а насчет Multijet - не знаю, что смогут сделать ВАЗовцы в рамках бюджета по трансмиссии, которую давно уже пора менять, остается только уповать на то, что у дизеля более плавное нарастание крутящего момента и лишние ньютонометры не будут скручивать полуоси и редукторы :)

    Нравится(0)Не нравится(0)
  6. Нива - автомобиль для села. Качество сельской солярки известно всем.
    Для села нужен двигатель на биогазе. Как в Таиланде.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  7. как только не издеваются над бедной старушкой лишь бы новую модель не делать. позор!

    Нравится(0)Не нравится(0)
  8. Это в каком месте инжекторная Нива "аналоговая"?
    Вы в терминологии не путаетесь?

    Нравится(0)Не нравится(0)
    • Она аналоговая во всех местах, кроме ЭБУ. Все датчики и исполнительные механизмы управляются напряжением.

      Нравится(0)Не нравится(0)
      • Датчик температуры по природе аналоговый, как ни крути, датчик расхода воздуха -тоже. Показания с них оцифровываются ЭБУ. Хотите сказать, что в современном автомобиле ДМРВ имеет в своём составе АЦП?
        Исполнительные механизмы - форсунки? Они всего-то и отрабатывают "открыть"-"закрыть". Где в них применить "цифру"?
        CAN-шина это всего лишь расширение, охватывающее все системы автомобиля, включая климатическую, например. Но отсутствие её в "Ниве" не делает автомобиль "аналоговым". "Аналоговым", в таком ключе, может быть атмосферный дизель с механическим ТНВД.

        Нравится(0)Не нравится(0)
        • Ну, бензиновая система впрыска тоже бывает абсолютно механической...

          Я понимаю ваше стремление к чистоте определений. Наверно, Вы правы, указывая, что Нива - не до конца аналоговый автомобиль (датчики со встроенными CAN-модулями мне действительно неизвестны, но я тут не большой специалист).

          Однако двигатель, изначально рассчитанный на работу в CAN-среде, не так просто поставить в автомобиль без цифровой шины. Например, по CAN передаётся информация на приборную панель, туда же чаще всего встроен цифровой иммобилайзер.

          Нравится(0)Не нравится(0)
  9. В приводе ГРМ цепь! Похвально. У дастеровского К9К ремень.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  10. Александр Нивовод 30 декабря 2014 21:24

    Очередной фейк и басня, двигатель этот стоять в ниве не будет, очередная кидательная операция, деньги прожрут и всё. То же самое было и с двигателями от переднеприводного семейства- там хоть проблем меньше, а тут кузов кромсать придется...

    Нравится(0)Не нравится(0)
  11. Дизель на Ниву - в угоду Европе, там полно фанатов на дизелях.
    А если чисто для России турбину выкинуть, какие будут ВСХ?
    Ну и вес немаловажен.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  12. 1.3 мультиджет для нивы то что доктор прописал . а реношный 1.5 К9К отстой привод грм ремень топливка делфай

    Нравится(0)Не нравится(0)
  13. года два назад ремонтировал на таком движке топливку на опеле -моторчик красивый такой сотен пять должен бегать без проблем если сам не убьеш или сервис жопорукий , один минус если евро 5 то сажевый на нашем топливе сотня полторы и замена сажевого. прокатился на опельке посла ремонта не кисло бегает при 180 по спидометру на шестой бортовой рисует 4.6 машинка разгоняется

    Нравится(0)Не нравится(0)

Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.