Нравится!

Как я не поездил на Иж-14

2 марта 2010 | 1 Комментарий

Зима начала 1997 года. Ижевск. Иж-14 стоит в бомбоубежище близ завода, которое временно исполняет обязанности хранилища фондов несуществующего музея Ижевского автозавода. Заводу, надо признать, тогда было не до музея – конвейер больше стоял, чем работал, а «Орбиту» всё никак не могли запустить в серию, выпуская её по обходной технологии, буквально единицами.

Зато меня принял сам Гродецкий, хозяин всего ИжМаша, в рамках которого тогда ещё находился автозавод…

Так вот, в бомбоубежище хранилось всё, что сохранилось на тот момент от двадцатисемилетней истории завода – опытные экземпляры автомобилей, мотоциклов, даже один трактор. И красивейшая Mazda 1971 года. Модель, я конечно не запомнил…

Иж-14, ради которого я и приехал в Ижевск, оказался в плачевном состоянии. Колёса спущены, мотор не заводится и вообще некомплектен, руль едва крутится… Речи о поездке, разумеется, не идёт, его бы на улицу вытолкать, для фотосъёмки. Тоже проблема – колёса почти не держат воздух и даже вчетвером катить машину почти не получается, не едет. Каким-то сверхусилием вытащили её из закутка – и тут же ударили о столб, расколотив правую фару. Тормозов-то нет, а мы забыли…

Подогнали УАЗик, прицепили трос. УАЗик задом ме-е-едленно выполз из бомбоубежища, а мы машину страховали.

Снаружи валил снег. Именно валил – крупными сгустками, сочно. О нормальной съёмке можно было забыть. Равно как и о другой возможности оказаться здесь в этом же качестве: то, что нам разрешили вот так запросто выкатить забытый всеми ИЖ-14, было всамделишним чудом, которые, как правило, не повторяются и по заказу не организуются. Я плохо подготовился, как последний лох приехал из Москвы с примитивным «Зенитом», плохо работающей вспышкой и всего двумя моточками «Кодака». Надо было снимать тем, что есть и в существующих условиях. История бы мне не простила зазря разбитую фару.

Выкатили. Кое-что отщёлкали. Подивились реакции окружающих: проходящие мимо мужики громко обсудили «достоинства новой Нивы, которую ребята снимают».

Иж-14, даже в полуразрушенном состоянии явно не смотрелся гостем из далёкого прошлого! Ну, не хуже, чем Нива, во всяком случае, одновременно с которой он и проектировался. А ещё в те же годы АЗЛК возобновил старый проект 415/416, но уже под новым индексом – 2150. Эти три лёгких внедорожника и конкурировали между собой за право быть поставленными на конвейер. О том, чтобы производить все три модели (а они все вышли удачными для своего времени!), никто почему-то не думал, одну бы «пропихнуть» сквозь косность чиновников Минавтопрома….

А потом Иж-14 затолкали обратно в бомбоубежище. Казалось, навсегда, он был обречён там сгнить. 20 лет о нём никто не вспоминал, только навесное с двигателя потихоньку растаскивали. И я решился. Поднялся в кабинет к «высшему руководству» и заявил: отдайте мне эту машину.

Сказать, что это было наглостью – это смягчить действительность. Это было… ну как чтение текстов Сорокина на могиле Неизвестного Солдата, в полночь, без штанов и под аккомпанемент балалайки. Очень авангардно это было. И они согласились.

И я опять всё просрал. Договорился, разумеется, не о том, что машину мне подарят — хотел её восстановить. Сумма, кстати, выходила небольшая – около 30 тыс долларов, причём ИжМаш готов был помочь с агрегатами, благо они тогда все находились в производстве (мотор, коробка, мосты, электрика, часть оптики). Условия были таковы: я забираю машину в Москву, здесь её профессионально восстанавливают, сохраняя полную аутентичность, после чего мы распоряжаемся машиной всяк на свой лад: завод – выставляет на ежегодных выставках в Москве, а в другое время мы (наша газета) можем её выставлять в других местах. Я уехал в полной уверенности, что найду спонсора под это дело немедленно – но хрен там. Никому реликвия была не нужна.

В общем, с поиском денег я затянул, а когда сумма набралась, уже ИжМаш охладел к этой затее. Там сменилось кое-какое руководство и все договорённости утратили силу. Остались только вот эти плохие фотографии.

Спустя семь лет я вновь оказался в Ижевске. Настали новые времена, там уже хозяйничал СОК. Дежурно поговорив с Добындо, приступили ко второй части визита – демонстрации KIA Spectra – тогда на завод прибыли два экземпляра для изучения, ведь СОК лихорадочно выбирал, что ещё можно производить, кроме Орбиты/Оды. Интересно, что от посторонних глаз Спектры укрыли в том же самом бомбоубежище. Я всё пытался найти ту красавицу-Мазду, но мне сказали, что её кому-то продали, за смешные деньги (около тысячи долларов). Иж-14 там уже не было.

Оказалось, что СОК сам восстановил некоторые (не все) исторические машины и выставил их в импровизированном музее, прямо в главном корпусе, точнее, в одном из межкорпусных переходов. Иж-14 перекрасили в белое, но, увы, реставрацию провели излишне смело, не очень соблюдая историческую правду. Подкорректировали оптику, салон вообще сделали иной… Но машина хотя-бы сохранилась, да.

А вот несколько исторических снимков с Иж-14, их мне дали тогда же, на заводе.

45

Нравится(5)Не нравится(0)
Дополнительные материалы


КОмментарий ( 1 )

  1. спасибо!!!

    Нравится(1)Не нравится(0)

Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.