Помните, в самом начале 1990-х годов продавались у нас сигнализации Benxon, одна из моделей которых имела голосовой модуль. Фактически это был примитивный цифровой диктофон на несколько секунд записи, в который можно было записать одну-две фразы предупреждения, что-то типа: «внимание, машина под охраной». Голосовой модуль включался вместе с сиреной или вместо неё и пользы от него не было почти никакого. Никто и не покупал. Однако это устройство можно считать предтечей современных систем, имеющих некоторые интерактивные функции.
Поясню: интерактивность – это, в данном случае, способность системы реагировать на попытки угона не шаблонно (сиреной, передачей сигнала на пейджер и т.д.), а в зависимости от ситуации. Как бы вступая в диалог с угонщиком. Программисты это назвали бы простейшим человеко-машинным интерфейсом. Определённых успехов в этом достигли американские фирмы, прежде всего Audiovox и AutoPage.
AutoPage в своё время предлагала систему, в которой идея «цифрового диктофона» выводилась на современный уровень. То есть: в центральном блоке был смонтирован модуль памяти в 10 ячеек, в каждую из ячеек пользователь (или установщик) могли записать десять разных сообщений для потенциальных угонщиков, каждое из которых включалось при строго определённых условиях. Например, срабатывание внешней зоны датчика удара озвучивало фразу «пожалуйста, не подходите ближе», а внутренней – «немедленно отойдите от машины». Открытие дверей или срабатывание MW-датчика давало более серьёзное предупреждение – «немедленно покиньте автомобиль!», а включение зажигания – совсем уж крайнее, что-то типа «слышь, ублюдок, я уже бегу к тебе с битой, пистолетом и двумя крепкими неграми». Отличительной особенностью AutoPage было наличие внешнего НЧ-модуля со встроенным усилителем и влагозащищённым динамиком, соответственно, его можно было монтировать в моторном отсеке. Так же «голос» можно было выводить через динамики штатной аудиосистемы автомобиля. Это уже в полной мере интерактив, с определённой степенью психологического воздействия на злоумышленника.
В этом – главная «фишка» противоугонного интерактива, в возможности дать понять угонщику, что связка «автомобиль – хозяин» распознают его намерения и уже принимают меры контрвоздействия. Не все угонщики имеют железные нервы, возможно, для кого-то такой интерактив и сработает. Конечно, это может быть только дополнительным элементом охраны, но раз есть хотя-бы теоретическая возможность получения противоугонного эффекта, то почему бы её не использовать? Тем более, что цена таких решений совершенно ничтожна.
К сожалению, в полной мере интерактив сейчас не использует никто. Хотя несколько лет тому назад открылась шикарная возможность, поскольку появились сигнализации с видеокамерами.
К сожалению, качество реализации этих «сигналок» было отвратительным – камеры имели низкое разрешение, чудовищно-мутные картинки хранились в памяти RF?модуля и исчезали при обесточивании. Хорошая задумка оказалась дискредитирована недоработкой. А всего-то и нужно было, что дать возможность с брелочка смотреть потоковое видео, пусть и низкого разрешения, пусть даже с очень низкой кадровой дискретизацией. Тогда, снабдив брелочек микрофоном, можно будет неожиданно для угонщика среагировать максимально адекватно. Например, так: «Чувак, закрой бардачок. Там нет реле блокировки, они цифровые и спрятаны так, что искать бесполезно. Лучше попробуй за пару минут убежать достаточно далеко, так как наряд полиции уже в пути».
Конечно, видеоканал реального времени – задача инженерно более сложная, чем просто фотография, но каков может быть спрос!
Паллиативный вариант – сочетание голосового радиоканала (от брелочка к машине) с фотографией угонщика в память брелока. Это тоже позволяет выбрать более-менее убедительные слова. Достаточно дать понять преступнику, что его фотография у вас уже есть и поимка – дело техники. Ничто не мешает и блефануть, сказав, что за машиной осуществляется спутниковое (или какое другое) наблюдение. Можно и в самом деле контролировать маршрут по интернет-карте и давать понять, что скрываться бесполезно. Примерно так: «Сейчас лучше повернуть направо, так как если поедешь прямо, то попадёшь в ГАИшную засаду сразу. А поедешь направо — покатаешься ещё пару километров, потом тебя примут». Такие функции очень уместно смотрелись бы в системах CAR-online, тем более, что там бывает реализована функция контроля работы «глушилки».
Но самый шик интерактива – возможность управлять неожиданными для угонщика функциями, «спящими» во всех остальных ситуациях. Например, запереть двери без возможности отпирания их изнутри. И ласково сообщить: «Я открою, если ты немедленно убежишь от машины далеко и навсегда. Если не согласен, то выбраться будет сложно, так как в дверях механические штыри, реагирующие только на мой передатчик». Так же можно включать и выключать импульсные ослепляющие вспышки, внутрисалонные сирены, моргать дальним светом после начала движения…
Чисто теоретически штатный радиоканал на 433.92 МГц способен пропустить нужный цифровой поток. А для увеличения дальности можно использовать резервный ВЧ-бустер, включающийся только после срабатывания тревоги. Его, конечно, вряд ли сертифицируют, но можно предлагать такую услугу не совсем официально. И никто не отменял сотовую связь.
Только не надо оппонировать банальностями типа «всё глушится». На это есть куда большая банальность: всё угоняется. Однако наличие глушилок не является поводом для отказа от радиоуправляемых систем вообще. Равно как и постулат «всё угоняется» не обессмысливает существование индустрии защиты от угона.


Нет комментариев