Летом 2004 года мне позвонил Ян Ваславский, пиар-менеджер фирмы Начало, и предложил съездить к ним на производство в Набережные Челны. Начало бралось силами Яна доставить меня в аэропорт, устроить перелёт и экскурсию по производственным цехам, накормить-напоить и вернуть обратно в Москву.
За это я должен был написать Честную и Объективную статью в газету Автоизвестия, где тогда был штатным корреспондентом.
Всё, в принципе, так и произошло, за тем лишь исключением, что директор фирмы попросил меня показать материал перед публикацией. Это, конечно, не принято, но тут исключительная ситуация: фирма сделала вояж для меня одного и хотела рассчитывать на взаимность. Я, посомневавшись, пообещал показать статью, и даже показал. Только не обещал вносить какие-либо правки по желанию руководства Начала. Так статья и вышла, как была написана, за что гендиректор Александр Иванов на меня слегка обиделся, ибо прислал две страницы непригодившихся поправок.
Сейчас я достал из самого пыльного закутка тот текст, стряхнул с него автоизвестинскую пыль… Вот он. К качеству фотографий будьте терпимы – снимать пришлось древней даже по меркам 2004 года полумегапиксельной цифровой «мыльницей», на карточку в 64 мегабайта.
Поехали в Начало
…по поводу названия. Начало, по Далю, это период, когда человек становится личностью. Или, скажем патетичнее, становится Человеком. Вероятно те, кто начинал в 1989 году кооператив «Начало» (никуда нам от тавтологии не деться), были не чужды этимологических изысканий и философского взгляда на жизнь. Да. А были это восемь человек, и все – выходцы с КамАЗа, конкретно – с перессово-рамного производства. Штамповщики, то есть. И эти штамповщики на голом месте построили свою фирму. «На голом месте» — это не метафора, не фигура речи. Место на окраине Набережных Челнов действительно было почти голым – картофельное поле и старая воинская часть. Скрижали умалчивают о судьбе солдатского сортира и гаупвахты, а вот островок плаца сохранился до сих пор.
Ныне «Начало» — один из известных производителей «расходных» запчастей для отечественных автомобилей. Здесь делают тормозные колодки, диски сцепления, шаровые опоры и «жестянку». Номенклатура достаточно широка (128 наименований), но в ней, по понятным причинам, доминируют ВАЗовские машины.
Визит в Набережные Челны начался с посещения сборочно-сварочного цеха. Здесь делают тормозные колодки и ведомые диски сцепления. Сразу показывают вереницу станков с ЧПУ, на которых из толстого стального прута вырезают ступицы для дисков. Линия эта собрана «началовскими» инженерами, такой технологии (горячая раскатка) больше ни у кого нет. Пруток диаметром 36 мм режется (скорее даже рубится) специальными комбинированными ножницами, потом заготовки нагреваются, осаживаются и раскатываются. По коэффициенту использования металла такой метод значительно превосходит ударный. Здесь можно добиться минимальных припусков, которые снимаются на ЧПУ, так что производство практически безотходно.
Сварочное производство задних тормозных колодок загружено полностью, под завязку. Цех уплотнён до предела, аж раздувается! Ещё-бы: эти детали одни из самых востребованных. Здесь делают почти все виды задних колодок – на ВАЗовские машины, Москвич, Волгу, Газель. Запускаются «оковские» колодки.
Сваренное основание попадает в проходную П-образную печь с тремя температурными зонами – здесь происходит приклейка абразивных накладок. Потом – сушильные шкафы.
Защитное покрытие у «началовских» колодок бывает двух видов – оцинковка плюс бесцветный лак или порошковая краска. Конечно, «порошок» дороже, но такое покрытие труднее подделать.. Хотя в смысле защиты от коррозии лак предпочтительнее. Здесь Начало превосходит ВАЗовские требования — , говорят, что «заводские» колодки сравнения с «началовскими» по товарному виду и защищённости от коррозии не выдерживают.
Абразивные накладки для тормозных колодок и дисков сцепления «Начало» покупает у двух других известных российских заводов – ярославского ТИИРа и егорьевского завода АТИ. В свою очередь, имея технологическое оснащение по металлообработке, Начало поставляет в Ярославль основания для многих других моделей колодок, которые не делает самостоятельно; в основном, для иномарок.
«Начало» осталось единственным в России производителем колодок для Жигулей 2103. Они отличаются от «первой» колодки наличием дополнительного узла крепления с пружинкой. Казалось бы, ВАЗовские «трёшки» не производятся уже больше двадцати лет, все они должны были тихо умереть на специализированных «помойках» и дачных участках заслуженных российских пенсионеров. Но нет: колодки модели 2103 пользуются устойчивым спросом и расходятся тиражом 40 тыс. штук в месяц!
Многие станки, не говоря уже про менее сложное оборудование, на Начале стараются делать самостоятельно. Или существенно модернизируют готовые. В основном потому, что новое оборудование, сделанное на заказ под свои требования баснословно дорого. И «началовцы» покупают б/у-шные, отработавшие своё станки и восстанавливают, восстанавливают… Так, например, на линии сварки задних колодок для переднеприводных ВАЗов парой трудятся 35-летний итальянский Elfin (http://www.newelfin.com) и «началовский» станок, изготовленный по его подобию. Месячная производительность «итальянца» — 300 тыс. колодок в месяц. Две машины в сумме, работая в три смены, выдают 450 тыс. при возможности увеличить производительность до 600 тыс. А всего по колодкам месячная программа предприятия составляет миллион единиц!
В прессовом цехе трудятся заслуженные прессы Erfurt двойного действия, они штампуют крупногабаритные детали лицевых панелей – капотов, крыльев, дверей. Эти две махины, развивающие усилия 400 и 1000 тонн, были приобретены по остаточной стоимости на одном из заводов во Львове. Прессам в этом году исполняется соответственно 35 и 40 лет, но работают они ещё неплохо, ресурс не выработан.
После штамповки лицевые панели отправляются на промежуточный склад, откуда их впоследствии переносят на окончательную сборку или сварку. Защиты металла на этом промежуточном этапе никакой нет, ведь сварка должна осуществляться по голому металлу. Поэтому время нахождения деталей на промежуточном складе стараются минимизировать и следят за температурой и влажностью. Если режим хранения по каким-то причинам нарушается, то отштампованные заготовки проходят дополнительную получасовую обработку в растворе ортофосфорной кислоты.
Сейчас предприятие переходит на новую технологию изготовления капотов. Ранее две детали (лицевая панель и каркас) размещались на завальцовочных ложементах и рабочие вручную, с помощью нехитрой оснастки завальцовывали (загибали края) периметр. По технологии положено это делать в два этапа – сначала под 45, а потом под 90 градусов. Но «на глаз» соблюсти точность загиба практически невозможно! Поэтому всё происходило с точностью плюс-минус километр. Теперь эту операцию доверяют специальному завальцовочному прессу, а нужные углы на штампах выдержаны конструктивно. Раньше, если фланец «пробивался» неравномерно, на нём появлялась «гофра». Теперь такой брак исключён.
Пресс-формы на некоторые кузовные детали «началовцы» делают сами, по традиционной технологии – от выклеивания деревянно-пластиковой мастер-модели до собственно изготовления штамповочной матрицы.
Непосредственно перед покрытием чёрным консервационным грунтом, собранные кузовные детали проходят пять стадий химической подготовки поверхности. Сначала – двухступенчатое обезжиривание (в растворах разной концентрации), потом горячая и холодная промывки и химическое фосфатирование.
Грунт наносится методом окунания. То есть детали в самом деле погружают на некоторое время в ванны! Потом – камеры стекания и горячая (около 200 градусов) сушка. Цикл составляет семь с половиной минут. А весь цикл «грунтование – сушка» проходится за 42 минуты. Утверждают, что эта технология полностью соответствует ВАЗовской.
Интересно, что в производстве шаровых опор (здесь делают только жигулёвские опоры – верхние и нижние) «Начало» тоже придерживается ВАЗовской технологии, а вот сам завод с некоторых пор отошёл от оригинальной «фиатовской» схемы, естественно, в сторону упрощения. Теперь ВАЗ делает опоры без отверстия для смазки и выходит, что «началовские» детали оригинальнее оригинальных!
Признаться, на некоторых операциях был виден брак. Довольно наглядным примером может служить закладка кузовных деталей на химическую обработку (перед грунтованием) без какой либо нейтрализации ржавчины. Порой капоты имеют окислы на 50% всей пощади! Тем не менее, их спокойно вешают на крючки и отправляют в промывку. Понятно, что описанные стадии обработки окисления не нейтрализуют и срок жизни такой детали будет весьма невелик. Ещё поразило то, с какой небрежностью рабочие относятся к свежезагрунтованным деталям, вышедшим из сушки. На своих крючках (речь идёт о «девяточных» крыльях) они бьются друг об друга, стирая грунт и заголяя металл.
Начало – крупная фирма. Даже по московским меркам крупная. Её производственные мощности располагаются на участке площадью 12 га и включают в себя пять больших цехов.
Кроме описанного, есть ещё термический цех, производство различных скобяных изделий неавтомобильного назначения, есть своя отличная лаборатория.
Жизнь, можно сказать, кипит. На доброй трети площади идёт строительство, скоро вступят в строй два новых корпуса. Сейчас площадей сильно не хватает, некоторые цеха просто трещат по швам. Ближе к новому году станет посвободнее. К тому времени планируют закупить ещё несколько единиц оборудования и расширить некоторые участки. Но новые изделия здесь внедрять не спешат. Спрос на то, что уже выпускается, на удивление постоянен. Поэтому в ближайших планах руководства Начала ещё «подтянуть» качество продукции и выйти в лидеры по основным теперешним товарным позициям. А там уже можно будет думать и о новых продуктах.
Приложения:


Кстати, колодки 2103 до сих пор выпускаются Началом. ЧТо, кстати, не может не радовать меня, владельца оригинальной 2103 1974 года!))