Нравится!

FIAT перехитрил Россию?

21 марта 2013 | 0 Комментариев

В последние дни FIAT стал завсегдатаем новостных полос: только-только прошла информация о потенциальном сотрудничестве итальянского концерна с ТагАЗом, как появилось сообщение о возможности беспошлинных поставок «Фиатов» из Сербии, с завода Crvena Zastava (ныне он на 67% принадлежит итальянцам). Этот новостной всплеск заставляет пересмотреть прогнозы на присутствие FIAT в России.

Напомню, что после «развода» с «Соллерсом», FIAT-Chrysler объявил о начале самостоятельной экспансии в Россию, доминантой которой должен был стать новый автозавод в Петербурге мощностью 120 тыс автомобилей в год. Предполагалось, что этот завод будет выпускать внедорожники Jeep. Многие эксперты сочли невозможным продавать в России 120 000 «Джипов», ведь за минувший год автомобили этой марки нашли всего 4704 покупателя. Ещё 400 пришлось на две другие крайслеровские марки – Dodge и Chrysler, а аутентичных «Фиатов» и «Альф» продали 2693 шт. Выходит, что FIAT-Chrysler переоценил свои возможности примерно в 15 раз! И это ещё с учётом всех брендов концерна.

Но число 120 000 взялось не с потолка – таково было требование Минпромторга при заключении с FIAT-Chrysler соглашения о промышленной сборке. Соглашения, противоречащего всем правилам ведения цивилизованного бизнеса: оно было заключено спустя полтора года после окончания срока приёма заявок на промсборку, более того, вообще не соответствовало условиям, сформулированным в Приказе от 24 декабря 2010 года («О внесении изменений в порядок, определяющий понятие «промышленная сборка»…»). Но итальянцам великодушно пошли навстречу и позволили выкупить у фирмы «Савеко» «спящее» соглашение о промсборке, заключённое ещё по правилам 2005 года. Взамен FIAT-Chrysler пообещал большой завод, гигантские инвестиции и СП со Сбербанком, которому, как основному кредитору, отходило 20% акций. Помимо этого FIAT-Chrysler обязался принять участие в «редизайне» ЗиЛа, в компании с тем же Сбербанком. И ещё нюанс: все «старые» соглашения о промсборке прекращают своё действие в 2014-2015 годах. Выйти за два года с нуля на обозначенные показатели не просто сложно, но не-ре-аль-но.

В конце минувшего года выяснилось, что FIAT-Chrysler не предпринял никаких реальных шагов по постройке завода, не смог договориться с кредиторами о параметрах финансирования и даже не получил от администрации Петербурга земельный участок под строительство. Проект завис в благостной стадии протокола о намерениях.

С ЗиЛом было немного иначе. Первоначально планировалось производить в Москве новые Fiat Ducato и Iveco Daily, но эта идея тоже забуксовала на самом первом этапе. Поэтому, дабы соглашение с Минпромторгом не лежало без дела, итальянцы решили начать производство на ЗиЛе крупноузловым методом автомобилей Jeep Grand Cherokee. В АСК (это здание главного конвейера) отгородили небольшой, метров 300, участок, поставили подъёмник с лебёдкой и начали тестировать процесс сборки. Вот как это выглядело в конце 2012 года:

Извините за качество фотографий, они снимались «шпионским» способом.

Казалось бы, такую простую вещь, как «отвёрточная сборка», организовать можно в любом гараже, но и тут FIAT-Chrysler не смог запустить процесс. Спустя некоторое время «Джипы» с ЗиЛа увезли, подъёмник демонтировали и даже перегородки в АСК сломали. Вот как это выглядит сейчас (снято 19 февраля):

О производстве коммерческих автомобилей FIAT на ЗиЛе тоже более не вспоминают. Судя по всему, на ЗиЛе вообще никто не собирается возобновлять автопроизводство.

И вот на горизонте вырисовывается ТагАЗ, находящийся под внешним управлением и задолжавший двум главным госбанкам страны (Сберу и ВТБ) почти полмиллиарда долларов. Вообще, история с ТагАЗом — это хорошо забытое старое; ещё в конце 2011 года по личному распоряжению Путина ВТБ реструктуировал долг ТагАЗа — под обязательство наладить сотрудничество с FIAT и Hyundai. Губернатор Ростовской области Василий Голубев прилюдно пообещал, что ТагАЗ войдёт в режим промсборки по новым условиям (с обязательным объёмом 300 000 автомобилей, производством двигателей и локализацией не менее 60%). Неизвестно, подал ли ТагАЗ соответствующую заявку в Минпромторг, но известно, что в перечне предприятий, работающих в режиме промышленной сборки, этот завод не значится. Да и не мог ТагАЗ реально выполнить все требования 166-го Постановления, нет у него на то ресурсов, ни финансовых, ни производственных. Неудивительно, что «фиатовцы» тогда ни о чём конкретном с Парамоновым не договорились. Хотя и приезжали на ТагАЗ неоднократно, смотрели, что-то подсчитывали…

И вот теперь FIAT хочет вернуться на ТагАЗ, по протекции своего финансового партнёра – Сбербанка. С чего бы госбанку печься о благополучии таганрогского завода? А есть с чего: помните, как неожиданно Сбербанк отозвал иск о банкротстве предприятия и заключил с ним мировое соглашение? Нам не рассказали, на каких условиях это было сделано и чем пришлось пожертвовать Михаилу Парамонову, дабы отвести от себя угрозу полного отчуждения завода. Но очевидно, что Сбербанк де-факто стал совладельцем ТагАЗа и получил доступ к оперативному управлению. Как это оформлено де-юре – не суть важно. Важно, что завод стал частью автомобильной империи Сбербанка, состоящей в значительной степени из проблемных активов. При этом самому банку эти чемоданы без ручек ничего, кроме головной боли не приносят, но и отказаться от «социальной миссии» нельзя, госбанк должен поддерживать рабочие места, пусть и в ущерб бизнесу.

И как обухом по голове новость про визит нескольких «промышленных» чиновников правительства Сербии в Россию. Дескать, на повестке дня – беспошлинная поставка автомобилей FIAT сербского производства, в обмен на некие металлургические активы этой братской страны.

Автоэксперты тотчас всполошились: этот FIAT хочет всех перехитрить, дезавуировав все свои планы в отношении России, но при этом триумфально вернувшись на наш рынок. И они, отчасти, правы: Fiat Automobili Srbija может делать 200 000 автомобилей (а в перспективе – и 330 000), при этом в самой Сербии рынок новых автомобилей составляет 23900 шт (на 2012 год). Конечно, было бы логично поставлять сербские «Фиаты» в Россию и не заморачиваться тут с постройкой явно избыточных для концерна производственных мощностей. Вчера делегацию из Сербии принимали в Минпромторге, но чем закончились переговоры, мы пока не знаем. На сайте Министерства опубликован лишь короткий пространный пресс-релиз, в котором нет ни одной конкретной буквы в отношении «Фиата».

Встреча Дениса Мантурова с Заместителем Председателя Правительства Министром внутренней и внешней торговли и телекоммуникаций Республики Сербия Расимом Ляичем. Фото с сайта Минпромторга.

И, знаете, поставки с Fiat Automobili Srbija не противоречат идее прийти на ТагАЗ. В последнем случае речь идёт о сборке всё тех же «Джипов», то есть автомобилей с низким уровнем локализации и высокой добавленной стоимостью. Из Сербии же планируют поставлять малолитражки Fiat 500L и Punto. Отличная для FIAT-Chrysler вырисовывается схема! Не требующая, заметим, никаких особых инвестиций.

Итальянцы нас таки перехитрили? Посмотрим.

Нравится(0)Не нравится(0)

Нет комментариев  



Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.