Как многие уже прочли, пару дней тому назад в Канне был представлен проект реконструкции территории ЗиЛа, претенциозно названный «Полуостров ЗиЛ». Формально в проекте существует упоминание о сохранении автопроизводства — но только упоминание, без какой-либо конкретики. Если по прочей территории уже есть архитектурные проекты, чёткие цифры по количеству квадратных метров жилья и офисов, то производство умоминается лишь постольку-поскольку. И редизайн южной промплощадки отнёсён проектом ко второй очереди, то есть им займутся лет через семь-десять.
Уверен, что производство в проекте «Полуостров ЗиЛ» не предусмотрено вообще. Мысль авторов нехитра: если сейчас мы честно скажем, что производства не будет, а все цеха снесут, то у определённой части общественности (или, если хотите, электората) неизбежно возникнут вопросы и неконтролируемые эмоции. «Как?!!! ЗиЛ — это наше всё, это история страны и Победы, это… это…».
В общем, патриотически настроенное население возбудится и начнёт «раскачивать информационную лодку» — появятся тысячи заметок в СМИ и блогах, возникнет движение за сохранение культурно-архитектурного наследия ЗиЛа, пойдут вопли об «окончательном уничтожении производственного потенциала страны и превращении Москвы в город офисного планктона и обслуживающей его когорты гастарбайтеров». Правительству Москвы придётся отбиваться, участвовать во всяких общественных слушаниях, отвечать на сотни нелепых и откровенно дилетантских вопросов о градостроительной политике, тратить деньги на пиар нового проекта, так как пойдёт волна антипиара, которую нужно будет сбить.
Но если на бумаге автопроизводство сохранить, то наездов будет меньше. А там или ишак помрёт…
Отнесение редизайна промплощадки ЗиЛа на вторую очередь означает лищь то, что её обнесут забором и забудут о ней на десятилетие. За эти годы на остальной территории построят обычный жилой район, офисы, дороги, соцкульбыт всякий. И уже странно будет спустя даже четыре-пять лет говорить об автопроизводстве. Да и какое производство, если к тому времени промплощадка придёт в полную негодность?
Возможно, для порядка в АСК попробуют что-нибудь пособирать — но только для того, чтобы спустя короткое время объявить: не-е-е, не выходит каменный цветок, не получается бизнеса с такими накладными расходами.
Отдельный вопрос — судьба прессового производства СП Альфа Аутомотив Текнолоджи, которое сейчас занимается штамповкой для Автофрамоса. Вероятнее всего, его попросят куда-нибудь переехать, так как предлагаемым планом никакого штамповочного производства не предусмотрено.
С точки зрения градостроения проект «Полуострова» может быть и неплох — не знаю, не архитектор. Но он слабо учитывает исторические реалии и ценность ЗиЛа как объекта промышленной культуры ХХ века. Знаменитый специалист по промышленной культуре, архитектор, преподаватель кафедры «Архитектура промышленных зданий» МАрхИ Маргарита Бассе не так давно написала очень вежливую и правильную статью с критикой этого проекта. Ознакомиться с ней можно в дополнительных материалах к этой заметке.


Нет комментариев