«После «Марша» — так называлась статья, написанная мною в 2007 году, после знакомства с Александром Охрямкмным. В прошлом ВАЗовский конструктор, Александр в какой-то момент стал делать независимые проекты и предлагать их разным тольяттинским фирмам. Вездеход, о котором пойдёт речь, думалось производить на Бронто, тогда ещё не влившемся в ВИС-Авто.
Для начала – немного о самой машине.
Охрямкин хотел избавиться от главного недостатка Марша – избыточного веса, происходящего из сочетания несущего кузова Нивы и силовой рамы УАЗа. Поэтому новый вездеход решили делать по безрамной технологии, взяв в качестве несущей структуры пространственный трубчатый каркас.
На него крепятся агрегаты и элементы ходовой части, а облицовочные панели — пластиковые. Это не только экономит вес, но и дешевле при мелкосерийном производстве. Тем более что большинство навесных панелей плоские, а формовки требуют только крылья и крышка капота. Двери, как сложные в изготовлении детали, решили взять серийные, от Оки.
Несущий кузов позволяет существенно понизить центр тяжести и сделать массово-габаритные параметры оптимальными для внедорожника. По расчётам, вездеход должен быть будет легче Марша на 500 кг – и это при том, что грузоподъёмность останется такой же, 400 кг. Высота машины уменьшилась на 670 мм при одновременном увеличении дорожного просвета на 30 мм. Всё-таки компоновочная свобода, которую имеет конструктор, работающий «с чистого листа», без привязки к габаритам «чужого» кузова – большое дело.
Для улучшения проходимости придуманы несколько оригинальных решений. Например, для более уверенного движения по снегу предусмотрено …выдвижное днище! Оно приводится в действие специальным гидроцилиндром, связанным с воздушным резервуаром, то есть получается дополнительная – и значительная – площадь опоры на гидропневматической подвеске.
Такая конструкция позволяет активно перераспределять нагрузки между колёсами и скользящей «лыжей» и амортизировать дополнительно неровности снежного покрова. Площадь опоры при этом получается максимальной, а удельное давление на грунт, напротив, минимизируется. Тот же Марш, продавливая наст и проваливаясь в глубокий снег (всё-таки 1700 кг), тратит и без того невеликую мощность «нивовского» мотора на преодоление самим же и созданных препятствий.
Марш из за лишнего веса плавает плохо (если вообще плавает). А вездеход Охрямкина задуман практически амфибией. В дополнение к плавучести, обеспечиваемой колёсами, здесь предусмотрены две дополнительные надувные подушки. С ними машина будет иметь оптимальную осадку, мало зависимую от загрузки.
В остальном машина ориентирована на серийные узлы, в основном от той же Нивы. Это касается силового агрегата, подвесок колёс, рулевого управления, деталей электрооборудования и интерьера.
Вездеход получился интересным, не очень сложным в производстве, хотя и требующим для организации этого производства определённых усилий и инвестиций. Видимо последнее и отпугнуло руководство фирмы Бронто: машина Охрямкина в работу не пошла, оставшись в скупых описаниях да немногочисленных компьютерных рисунках.
ПРОЕКТ(А) | ||
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛОТОХОДОВ | ||
МАРШ | ХХХХХ | |
Кузов | Кузов-(ВАЗ-2121 или 2120) установленный на раме УАЗ-469 (доработанной) | Оригинальный (коробчато-трубчатый каркас) (пластиковые панели) |
Количество мест | 2 (5) | 4 |
Габариты, мм | ||
длина | 4250 | 4335 |
высота | 2430 | 1756 |
ширина | 2780 | 2500 |
База, мм | 2685 | 3000 |
Дорожный просвет, мм | 510 | 540 |
Снаряженная масса, кг | 1700 | 1200 |
Полезная нагрузка, кг | 400 | 400 |
Двигатель | ВАЗ 21213 (83 л.с.) | ВАЗ 21213 (83 л.с.) |
Коробка передач | ВАЗ-2121 | ВАЗ-2121 |
Рулевое управление | УАЗ-469 | ВАЗ-2121 |
Шасси и трансмиссия | УАЗ-469 | ВАЗ-2121 |
Максим. скорость, км/час | 70 | 80 |
Шины | Сверхнизкого давления 201-ТРЕКОЛ (1300х600х533) | |
Расход топлива | 18,8л на 100км | 15л на 100км |
Охрямкин не остановился на недостигнутом и спустя короткое время прислал описание новой конструкции, значительно более радикальной. Рассчитывал ли он на внедрение? Не знаю. Только инженерная проработка его идей требовала очень больших средств и человеческих ресурсов, которыми не располагали маленькие фирмы уровня Бронто. А крупным автокорпорациям заведомо мелкосерийный вездеход революционной конструкции был вообще неинтересен. Что же в ней такого революционного?
Компоновочно это уже не автомобиль, но именно вездеход. Колёс всего два, на задней оси.
Передок опирается на выдвигающуюся лыжу – простую либо с интегрированными катками или даже гусеничными лентами.
Но самое главное, что у машины был полностью герметичный корпус-лодка, приподнимаемый на воздушной подушке. Именно приподнимаемый, для снижения давления на грунт. Привод вентилятора мыслился механическим, от коленвала ДВС, через повышающий редуктор. Но на схеме, сделанной Охрямкиным, площадь пропеллера выглядит столь скромно, что вся задумка вызывает сомнение в исполнимости.
Вот как сам автор описывал свою разработку:
Разумеется, столь радикальный и неоднозначный подход к конструированию у инвесторов интереса не вызвал. Я даже не знаю, успел Охрямкин кому показать свой проект или нет…
Александра я с тех пор и не видел, даже телефона не осталось. Будучи в Тольятти, неоднократно спрашивал ВАЗовцев об Охрямкине, но даже ветераны говорили: не знаем такого.


3D. Все стерпит
Выдвижное днище, на мой взгляд, только ухудшит сцепление колес с поверхностью (будет служить своеобразным тормозом машины) и даст возможность их пробуксовки. В другом варианте двухколесного вездехода с передней лыжей, тоже на мой взгляд, колеса лучше расположить впереди, как тянущий элемент, а не толкающий. В общем нового ничего здесь я не вижу. Это только своеобразный дизайн общеизвестных конструкций.