Нравится!

Great Wall и Ирито: начало развода?

4 декабря 2013 | 2 Комментария

Great Wall и Ирито

Как известно, российский дистрибьютор Great Wall компания Ирито недавно получила права на эксклюзивные продажи лёгких грузовиков DongFeng и легковых автомобилей Changan. В одной стороны это может выглядеть как расширение продуктовой линейки и брендовая диверсификация бизнеса, тем более, что Ирито уже была мультибрендовым продавцом. С другой же…

Давайте посмотрим, как это выглядит с другой стороны, особенно в свете последних инициатив Great Wall в отношении российского рынка.

Итак, в июле этого года делегация Great Wall Motors посетила Россию, в частности – Приморский край. Визит закончился довольно-таки претенциозным заявлением китайской стороны о намерении построить в Уссурийске собственный автозавод. Параметры проекта таковы.

Производительность – 150 000 автомобилей в год, уровень локализации – 65%, 4,2 тыс работников. Инвестиции разбиты на два этапа – $350 млн и $250 млн. Срок строительства первой очереди – от 20 до 24 месяцев, площадь участка — 150 гектаров. На втором этапе планируется запустить прессовый, сварочный и окрасочный участки, а так же завод по изготовлению компонентов. Проект реализуется в сотрудничестве с ООО «Научно-Промышленная зона высокотехнологичного производства Юе Цзин»

Всё это произошло в тот момент, как Ирито практически закончила постройку своего автозавода в Липецкой области, рассчитанного на сборку внедорожников и кроссоверов Great Wall. Ирито и сейчас имеет небольшое сборочное производство в подмосковной Гжели, но экономическая эффективность его невелика, так как сваривать и окрашивать кузова приходится на других площадках – ТагАЗе и Автоторе. Затраты на эту переусложнённую логистику съедают значительную часть возможной прибыли. Липецкий же завод, в перспективе, планируется как площадка полного цикла, со сваркой и окраской.

Степень участия GWM в липецком проекте – тайна за многими печатями, стороны категорически не комментируют финансовые аспекты. Но с высокой долей вероятности можно предположить, что доли китайской стороны там нет вообще, Ирито строит завод «на свои». Почему? Ведь ещё в 2010 году директор представительства GWM в России Ван Пен лично мне в интервью сказал: если мы и будем что-то строить, то только в сотрудничестве с нашим российским дистрибьютором. Тем не менее и до, и после этого заявления «гретволловцы» не оставляли попыток наладить независимую сборку.

Мы помним азарт, с которым китайцы объявили о закладке производства в Елабуге, потом они переметнулись в Ростовскую область. Из этого ничего не вышло (по разным, официально не озвученным причинам), в итоге Great Wall кратковременно осела на ТагАЗе с моделью VoleexC30. ТагАЗ вскоре обанкротился и Great Wall осталась с многолетне проверенным партнёром и перспективой сборки «Ховеров» в Липецке.

Но, как теперь выяснилось, китайцы не оставляли идеи организовать свой заводик, чему подтверждение уссурийский проект. Не многовато ли для одной китайской марки, продажи которой в России хоть и растут, но явно не вырастут до потенциальной производительности сразу двух сборочных предприятий? Ведь завод со сваркой и окраской нельзя строить в расчёте на пару десятков тысяч автомобилей в год, он просто не окупится. Даже в таком высокомаржинальном сегменте, как кроссоверы, экономически оправданная производительность должна быть не менее 50-60 тыс в год. Уссурийск обещает выдавать 150 тыс, Липецк не раскрывает потенциальных объёмов. Но если принять за точку безубыточности 50 тыс, то совокупный выпуск «Грет Воллов» составит 200 тыс, что явно меньше возможностей их продать. Зачем же тогда китайцам понадобился Уссурийск, чего им не хватало в партнёрстве с Ирито?

Зная особенности китайского менталитета и своеобразное отношение к правилам ведения бизнеса, даже крупного, можно предположить, что Great Wall вновь поставила амбиции выше расчёта. Или расчёт у них столь стратегичен, что возможность продавать по 200 000 своих машин им не кажется несбыточной. Тактика же реализации проекта, при всей своей мутности и неоднозначности, тоже вполне ложится в русло китайский представлений о прекрасном.

Ирито официально не сказали «нет», напротив, российскую сторону продолжают убеждать в перспективности сотрудничества. Чтобы как-то вырулить из абсурда этой ситуации, Great Wall заявляет о том, что машины уссурийской сборки вообще не будут «Грет Воллами», а будут продаваться под маркой Haval (это такой люксовый суббренд GWM). Даже модель называется – HavalH8.

Great Wall и Ирито

А название Great Wall, вроде как, должно сохраниться за автомобилями компетенции Ирито. Красивая схема, но… Несколько дней тому назад во ВКонтакте появилось сообщение некой Розы Ли, предлагавшей участникам тематического сообщества трудоустройство в открывающихся в Москве монобрендовых автосалонов Great Wall, не имеющих к Ирито никакого отношения. Не Haval, подчёркиваю — Great Wall. Это прямо противоречит дистрибьюторскому соглашению с Ирито и, по логике, без последствий остаться не должно. Ведь продавать там планируют экспортируемые автомобили, и, в дальнейшем, машины дальневосточной сборки. Не «Ховеры» из Липецка!

Что ж, звоним Розе.

— Ой, вы знаете, нам нельзя с журналистами общаться, это наша внутренняя дисциплина. Ничего ещё пока не решено. Начнём мы с бренда Haval, первый автосалон откроется в октябре 2014 года. Завод в Уссурийске? Там пока даже строительство не началось. Поэтому нельзя сказать, когда он заработает. Машины мы пока будем привозить из Китая.

Итак, формально бренды Haval и Great Wall предполагается разделить, как Toyota и Lexus. Но много ли продаётся Лексусов в сравнении с Тойотами? То-то. Следовательно, и Haval H8, стоимость которого в России составит более миллиона рублей, тоже явно не станет бестселлером. Чем же загружать завод в Уссурийске? Правильно, более массовыми моделями, имя которым — Great Wall.

 

…Можно понять недоумение Ирито, ведь если ситуация будет развиваться в предложенном китайцами русле, то и планы по поставкам машинокомплектов в Липецк со временем могут быть скорректированы. И, начав работу, Липецк рискует в одночасье остаться недозагруженным или незагруженным вовсе.

Поэтому сейчас, пока ещё есть возможность не привязывать жёстко производственное оборудование к технологиям Great Wall, Ирито озаботилась поиском нового стратегического партнёра. Коим, по всей видимости, станет вышеупомянутый Changan, давно вынашивающий планы о продаже своих автомобилей в России.

Если вся вышеприведённая цепочка рассуждений верна, то не исключено, что нас ожидает ещё один русско-китайский «развод», аналогичный тому, что произошёл три года назад между Geely и Рольфом. Там тоже звучали клятвы в верности до гроба, там тоже российская сторона вложилась в организацию производства. Хотя на сегодняшний день ситуация во взаимоотношениях Ирито и Great Wall гораздо более оптимистична, чем у Geely и Рольфа накануне разрыва. Во всяком случае, Ирито выкупила под марку Great Wall огромный стенд на грядущем Московском автосалоне (2014 года). Но и китайцы выкупили не менее претенциозный стенд – под марку Haval.

Повторюсь: это только версия, рождённая в условиях недостатка информации. Если стороны сочтут возможным детально прокомментировать происходящее, страницы Русского автомобиля к их услугам.

Нравится(1)Не нравится(0)

КОММЕНТАРИИ ( 2 )

  1. Есть точная информация ,что завод закрыт на 2 месяца.персонал или уволен или отправлен за свой счёт . Также есть информация что мощности завода будут использоваться для контрактной покраски кузовов авто других брендов. О качестве работники завода говорили ,что метал для сварки и покраски приходил отвратительный весь ржавый и приходилось обрабатывать кислотой.После сварки и покраски ОТК проходило только 2 кузова из 10.

    Нравится(1)Не нравится(0)
    • Интересно. А откуда Вы это знаете?

      На всякий случай: стандартная технология окраски подразумевает наличие небольшой коррозии, техпроцесс выстроен так, чтобы ржавчину нейтрализовать. Если, конечно, она неглубокая.

      По перспективы контрактной сборки информация не новая, они давно хотели это делать. Только вот очередь из желающих пока не выстраивается, на горизонте только Чанган и BYD. То есть тоже "иритошные" бренды.

      Нравится(0)Не нравится(0)

Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.