Фото украдено из интернета
17 декабря прошло заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь, на котором первый вице-премьер Владимир Семашко в очередной раз реанимировал идею о создании Росбелавто.
По его словам, есть шанс создать совместное предприятие уже в первой половине 2014 года, со следующими долями участия: 75% + 1 акция – МАЗ и 49,9% — КамАЗ. Что, как мы помним, стратегически расходится с желанием Александра Лукашенко создавать Росбелавто на паритетных началах.
Что торкнуло братьев-белоруссов вспомнить об идее объединения автостроительных активов именно сейчас, после дикого скандала с Баумгертнером и заявлений некоторых местных политиков о возможном выходе из Таможенного Союза? Попытка примирения после демарша в отношении Уралкалия? Или желание выйти на новый виток бесконечных переговоров, которые будут привычным фоном к грядущим просьбам о финансовой помощи со стороны России?
Ситуация становится совсем интересной, если прочесть белорусский пресс-релиз до конца. Там говорится о намерении продать некоему российскому инвестору некий пакет акций МЗКТ (Минского завода колёсных тягачей). Для этого будет произведена допэмиссия МЗКТ. Кто этот инвестор, какой процент акций ему отойдёт – не сообщается.
Но не нужно быть Бабой Вангой, чтобы предсказать, что речь идёт о Ростехнологиях, или, точнее, Ростехе. Глава Ростеха Сергей Чемезов не так давно рассказал, что госкомитет по имуществу Белоруссии предложил приобрести структурам Ростеха 75% минус одна акция МЗКТ. Одновременно с этим выступил Лукашенко, вот цитата из его выступления (по Интерфаксу)
«Я, конечно, категорически против этого. Мы очень многое сделали для этого завода, и я хотел бы, чтобы он процветал. Меня удивляет то рвение, с которым сегодня, не знаю завод или правительство, хотят его продать».
Белоруссия продолжает играть в «продам-не продам» или реально Правительство идёт против воли Президента? Знаете, во вторую версию не верится совсем.
Так вот, МЗКТ. Основным потребителем его продукции является Россия. Совсем немного (единицы в год) машин продаётся в Китай, но эти поставки, в отличие от российских, нестабильны. Можно сказать, что МЗКТ работает только на российский рынок, внутри страны такие тяжёлые тягачи почти не нужны – у Белоруссии очень мало соответствующего вооружения. В принципе, у России есть все возможности наладить независимое производство подобной техники на КамАЗе и БАЗе, вопрос только в сроках и инвестициях. Допустим, по КамАЗу уже принято решение: выйти на рынок военных тягачей в 2016 году. Если так и произойдёт, то МЗКТ можно смело подавать в арбитражный суд заявление о собственном банкротстве.
Из этого следует: бесконечно выпендриваться нельзя. Лучше синица в руках чем Баумгертнер на зоне. МЗКТ нужно продать именно сейчас, тем более, что Ростех обязуется проинвестировать «совместное создание нового поколения гидромеханических трансмиссий». Пусть не вводит в заблуждение ссылка на бюджет союзного государства: этот бюджет формируется в значительной степени именно Россией.
Теперь вспомним, что Ростех – ещё и главный акционер КамАЗа. Если слова Семашко о создании Росбелавто искренни, то КамАЗ почти одновременно сливается не только с МАЗом, но и с МЗКТ. Шикарная перспектива! Она позволяет сэкономить на инвестициях в собственное производство военной техники, перенеся его из Набережных Челнов в Минск, освободив таким образом ресурсы для производства гражданских грузовиков. Но в это светлое завтра мне опять не верится.
Думаю, всё проще: Росбелавто возник именно как апробированный фон к сделке по МЗКТ, в которой, чего уж говорить, Белоруссия нуждается больше, чем Россия. И чтоб не сорвать «вкусный» контракт с предполагаемыми инвестициями и сохранением рабочих мест, белорусы просто стряхнули пыль с проекта Росбелавто.


75% + 50% = ?
Надо утром перечитать
Будет 100% капитала нового СП. Эти же 75% + 50% - это доли в существующих предприятиях.
146%!
Сергей, пожалуйста по - возможности, поподробней материал по jr, про к4м было интересно.
А руководитель КАМАЗа никогда не собирался заниматься производством тягачей на замену Минским. Разрабатывать - это сколько угодно и всегда пожалуйста, а вот производство организовывать - это сложно.
Что касается БАЗа, то там вообще дела аховые. Стоимость его модернизации близка к строительству нового завода. А завод частный, и плевать хотел его хозяин на потребности Родины. Свои деньги в это он вкладывать не будет.
И заканчивая мысль - у МЗКТ еще куча времени чтобы повыпендироваться. И они это, судя по всему понимают.