На минувшей неделе ВАЗовцы обнародовали очередную версию стратегического плана развития производства. Финальная дата – прежняя, 2020 год. Но с учётом того, что до «часа икс» осталось меньше шести лет, на стратегический этот план уже не тянет. А дальше 2020 года в Тольятти почему-то не заглядывают.
Давайте посмотрим, что нового предлагает нам руководство в лице Бу Андерссона и как это всё соотносится с прежними версиями Стратегии-2020.
Вот как выглядел первая версия перспективной продуктовой линейки ВАЗа, обнародованная в феврале 2010 года.
Этот документ был подготовлен Boston Consulting Group для партнёров завода. В апреле 2010 вышла его публичная версия, упрощённая, там уже не было подробной схемы модельного ряда.
Этот вариант Стратегии писался непосредственно под Комарова и его команду – тех, кого сам Игорь Анатольевич пригласил в вице-президенты и на иные руководящие посты. Её сразу объявили «библией АвтоВАЗа» и заверили, что ни на шаг не отступят о этого гениального маркетингового творения. Помню, я в августе 2010 года разговаривал на эту тему с Евгением Шмелёвым и Сергеем Курдюком (свеженазначенными вице-президентом по техническому развитию и главному конструктору соответственно). Так они просто в восторге были от столь конкретного и понятного плана, едва руки не потирали. Хотя очевидно было, что в изменчивых российских условиях жёстко загадывать на десять лет вперёд – ну чистая авантюра, тут за полгода всё может как рухнуть, так и воспрять.
Тем не менее, давайте посмотрим на результаты с высоты, так сказать, прожитых лет, из марта 2014 года. Не так уж провально оказалось руководство Комарова, не так уж оно и отступило от намеченного. Лоу-кост седан запустили (это Гранта), причём вовремя. Даже перевыполнили план в этом сегменте, сделав фейслифтинг Калины двух модификаций. Самару и Жигули с производства сняли, и тоже вовремя. Largus (RF-90) стартовал по-намеченному. А вот с фейслифтингом Приоры опоздали почти на три года. В этом году, согласно вышеприведённой картинке, должна появится Гранта-хэтчбек, и она появится, на апрель намечена официальная презентация (хотя могли бы и раньше).
Казалось бы, какие вопросы к руководству ВАЗа? Никаких. Но у руководства были вопросы к самому себе.
При всей привлекательности плана 2010 года, реальность отказалась его поддерживать, преподнеся несколько судьбоносных сюрпризов. Главным из которых был аншлюс Иж-Авто, стремительно-неожиданный, ровно в характере Владимира Путина. Причём тут Путин? Да вот как бы причём. Миллиардная господдержка в 2009-ом и последующих годах давалась ВАЗу от государства не просто так, а под конкретные планы — привлечение иностранного инвестора, резкая модернизация etc. А такие планы без Кремля не верстаются.
И вот Путин помог ВАЗу приобрести Иж-Авто. Конечно, новый завод нужно было вписывать в Стратегию, сильно модернизированный вариант которой появился в октябре 2011. Вот как он выглядел:
Замечу, что публичной презентации этого документа не было, я вообще не видел русскоязычного варианта. Да и англоязычный достался мне вполне шпионским способом.
Серо-синим цветом тут обозначены существующие на тот момент модели, жёлтым – перспективные ВАЗовские, а красным – автомобили альянса Renault-Nissan. Как видим, скорректировали планы по новой Приоре, ввели по две модели брендов альянса на контрактную сборку, со всей откровенностью признали, что BM-hatch – это Sandero… Но никто тогда ещё не предполагал, что Nissan захочет локализовать на ВАЗе производство Datsun.
Поэтому появляется следующий план:
Мне сложно судить об авторстве этого документа. Равно как и о согласовании этой схемы с основными акционерами ОАО АвтоВАЗ. Такие вещи требуют утверждения советом директоров. Официальный ответ пресс-службы был таков: «Этот план опубликован на сайте. Если президент счел возможным это показать публике, значит у него есть на это полномочия».
Обратим внимание, что в последнем документе речь идёт только о моделях под брендом LADA, модели контрактной сборки вывели за скобки. Жаль, мы не сможем соотнести планируемые объёмы по брендам. Хорошо, что с модельной перспективой на ближайший год всё более-менее понятно. Renault до конца этого года запустит в Тольятти две модели, Nissan по одной в Ижевске и на ВАЗе плюс Datsun. До 2016 года иностранцы локализуют шесть моделей. А планы до 2020 года у самих франко-японцев ещё не раз поменяются.
Вернёмся к Ладе.
Вопреки недавней панике в СМИ, никуда не делся проект Лады С, его только подвинули к 2018 году. А до того ВАЗ выпустит высокий хэтчбек и кроссовер B-класса. Не нужно долго гадать, какая платформа ляжет в их основу…
В целом, план Андессона абсолютно выполним. Однако инженерный задел создан ещё в бытность Игоря Комарова: все перспективные Лады либо уже разработаны и проходят испытания, либо разрабатываются. По сути, Бу может повлиять только на два проекта – Лада С и Нива-3. В отношении первого, как говорят, он ещё сомневается. А вот разработку Нивы форсирует изо всех сил. И я его понимаю.
С проекта Нива-3 только что ушёл главный инженер Юрий Кутеев. Его заменил Сергей Леонов, работавший в последние годы заместителем Алана Дибуана по качеству. Ходят настойчивые слухи, что и директор проекта Лада 4х4 Анатолий Москалюк вскоре уступит своё кресло другому менеджеру.
По платформе Нивы-3 никакой определённости пока нет, но, как говорят ВАЗовцы, велика вероятность, что это будет сильно переделанный кузов ШНивы. Так это или нет – станет ясно в самое ближайшее время, ведь ШНиву GM-АвтоВАЗ снимает с производства уже в сентябре 2015 года.


Здравствуйте Сергей!
Есть ли какая-нибудь информация про Весту, которая не секретна? Только что на Автосреде опубликовали шпионские фото с Европы и говорят что это новая модель Датсуна для Европы.
Да и про технические характеристики. Покажут ли её в этом году. Расскажут ли про технические характеристики? Почему так тянут с производством? Или наоборот есть вероятность, что в 2015 не успеют?
На Ваш взгляд, стоит ли брать в этом году Гранту хетчбек, или есть смысл ждать Весту?
Все таки Гранта-хэтчбек и Веста абсолютно разные машины, прежде всего по соотношению ценанаполнение. Поэтому если тянете именно Гранту, то ее и брать.
Ну за год можно и подкопить. А требование к машине это беспроблемная и комфортная езда и просторный багажник.
Калина полностью соотвествует требованиям по соотношению цена/качество.
А зачем брать машину, которая только встала на конвейер? Обязательно всплывут детские болезни. Даже на Калине 2 есть детские болезни, а тут новая платформа.
Это машины разных классов, Веста - полноценный С-класс. Соответственно, и стоимость будет очень разной.
Весту покажут только в 2015 году. Вероятность того, что не успеют - почти нулевая, разве только война с Украиной помешает. Машина почти готова. Даже без "почти": готова.
В 2015-м? Вроде как неоднократно заявляли, что покажут её уже на этом ММАС.
Выход конец 15 года говорили, вполне возможно что покажут на ММАС 15 года только, на MMAC 14 года Датсун покажут вроде бы.
Ну, калину показали на ммас-12, а через год авто пошло в серию. Почему бы не сделать же? Или это может снизить спрос на существующие решения?
ИМХО спрос снизит, особенно на дорогие комплектации, приору явно - презентация калины 2 обрушила продажи старой калины, и на уровень лета 12 года так и не вышла пока, как и продажи приоры рухнули примерно в то же время.
Уже сказали же, что Весту покажут в Августе 14 в Москве.
Показать может и покажут (но не факт), а реальная ездовая презентация будет только в 2015.
Веста — это Б класс. Если грубо, то паполовину Логан — наполовину Калина/Гранта.
А вы посмотрите её размеры и сравните с европейской классификацией.
А что тогда будет по именем Лада С в 17 году?
Спасибо за статью!
Интересные новости, интересный план.
"ШНиву GM-АвтоВАЗ снимает с производства уже в сентябре" - откуда дровишки? Что прямо вот в сентябре 2014? А ШН-2 обещают с декабря 2015. Что при таком раскладе GM-АвтоВАЗ будет делать больше года, только готовить производство ШН-2 и не производить ничего?
Появление (хотя бы в перспективе) кроссоверов 4х4 - это хорошо. Разных классов - еще лучше. Который из них, В или С, будет сделан на платформе, к гадалке не ходить, Дастера? А второй на чьей, сторонней, какой-то своей новой?
Кузов нынешней ШН, мне думается, таки достанется Ниве-3 - он уже есть, разрабатывать заново не надо, сам кузов, в общем-то хорош. Переделают разве только багажник, у нынешней Шнивы он, как ни крути, маловат.
Нет ли каких-то более подробных планов модернизации Лады 4х4? Когда она, к примеру, получит кондиционер, до фейслифтинга или после? И новое рулевое, и панель, и пр?
Спасибо за внимательность, конечно, я забыл добавить 2015 год в дате снятия с производства ШНивы.
Что касается планов модернизации нынешней Нивы, то они меняются калейдоскопически, ещё в феврале была одна информация, сейчас уже другая. Думаю, последний этап модернизации совместят с фейслифтингом (напомню, ещё месяц назад никакой речи о фейслифтинге не шло!).
Ух ты, а это что в конце статьи, официальное изображение Vesta? Это же сенсация!
и правда, последнее изображение - его можно считать официальным?
Это показал Андерссон на конференции. Куда уж официальнее...
Вообще, очень бы хотелось увидеть именно интерьер весты, если уж автор говорит что авто готово практически.
Цитируем: РябовВообще, очень бы хотелось увидеть именно интерьер весты, если уж автор говорит что авто готово практически.
См. Логан, Альмеру, единственное может средние дефлекторы квадратные будут, типа как на новом Террано. Рад был бы ошибиться.
Нет конечно, у Vesta будет совсем другой интерьер, это очевидно)
Конечно. Я бы даже сказал, что он будет менее бюджетным, чем в Логане. На уровне Соляриса/Рио/Поло/Рапида
Огромное спасибо за информацию!
Честно говоря расстроило практическое отсутствие универсалов. Largus при всех своих плюсах имеет и явные минусы: как минимум, не высокий клиренс и крайне аскетичный салон. Калина с багажником 350 литров на роль нормального универсала не тянет. Сейчас есть Приора универсал (архаичная, но есть). В будущем у них только хэтчбэки...
По текущему плану развития не увидеть в России универсала с высоким клиренсом от 17 см. и большим багажником от 500 литров. Лично мне жаль.
А вот насчет Весты Универсала - ведь наработки по нему были. Почему решили не выпускать?
И насчет LADA C тоже были и Хетчбеки в планах, а теперь только Седан.
Уж вроде чем больше вариантов кузова тем больше выбор для покупателей. И затрат на пр-во не много.
Или это чисто планы, а потом может и выпустят во всех кузовах.
Видимо, этот план не очень точен. В персс-центре АВТОВАЗа ведь говорили, что универсал Vesta будет.
Выбор для покупателя - затраты на разработку и логистику для производителя, вводить новый кузов целесообразно если это приведет новых клиентов, а не распределит текущих по разным кузовам. Отсюда и вопрос для производителя - принесет ли им новый кузов выгоду или затраты