Этого не могло быть, потому что не могло быть никогда. ЗиЛ-4102 официально считался недвижимостью, а после выставки «90 лет ГОНу» 2011 года и вовсе исчез с информационных радаров. Журнал Автолегенды СССР в выпуске, посвящённом ЗиЛу-4102, даже написал, что автомобиль «перекочевал в частную коллекцию».
Хорошо, что я успел в деталях отснять этот ЗиЛ, когда он ещё стоял под плотным покрывалом в экспериментальном цехе завода. Поэтому предположить, что я окажусь за рулём этой машины и самостоятельно буду наматывать километры по заводской территории было не-ре-аль-но.
Я и сейчас не очень верю.
Но это было.
Так, один цилиндр не работает, поедем на семи. Главное, не дать машине заглохнуть, а то потом запускаться мотор будет очень долго – что-то тут со смесеобразованием не в порядке. Карбюратор вообще штука тонкая, люди уже и забыли, как его настраивать…
315-сильный карбюраторный V8 объёмом 7,7 литра работает тихо, почти нежно.
Вот только дым из выхлопной трубы – хоть святых выноси. Явно в цилиндры попадает масло. Или даже охлаждающая жидкость. Что, впрочем, понятно: машина без движения стояла больше двадцати лет! Мер оперативной реанимации, конечно, недостаточно для приведения её в полный порядок.
Трёхступенчатый «автомат» (первая передача — 2,02, третья – прямая, главная пара – 3,6) жив и бодр. Так что даже на семи цилиндрах ЗиЛ-4102 стартует не как президентский лимузин, а как спортивный седан. Тем более, что это действительно седан, а не лимузин.
Отвлечёмся: не понимаю я Горбачёва. Надо будет спросить у Михал Сергеича, помнит ли он 1988 год, показ ЗиЛа-4102 и свои собственные впечатления. И если помнит, то чем была вызвана сдержанно-холодная реакция на эту машину? Понимал ли первый президент, что его пресловутая «борьба с привилегиями» — всего лишь маленький эпизод в большой истории отечественного автопрома, эпизод не самый привлекательный, закрывший на ЗиЛе и ГАЗе разработки по соответствующим направлениям? И как относится Михал Сергеич к тому, что полностью утерянные компетенции в лимузиностроении сейчас пытаются восстановить через откровенно фарсовый Кортеж.
ЗиЛ-4102 был заложен как проект в 1982 году, хотя окончательно концепция сформулировалась только в 1985-ом.
Тогда подготовили подробное техническое задание на две модификации – 4101 (лимузин) и 4102 (седан), разница в длине которых составляла 46 см. И это был первый проект легкового ЗиЛа, который мог поступить в продажу. Пусть в не очень свободную – но всё же. Ведь под линейку 4101/4102 планировалось полностью переоборудовать производство, закупить новые станки и оснастку и делать машины не единицами в год, а сотнями или даже тысячами.
Новый легковой ЗиЛ должен был обрасти большим количеством модификаций и распределяться в соответствии с номенклатурным статусом потребителя – от простых версий для региональной партэлиты, до тяжёлого бронированного лимузина для Самого Главного. Почему же Горбачёву решили показать седан?
По всей видимости, сыграл роль «ветер перестроечных перемен», ещё слабенький, но всё-таки осязаемый. ЗиЛовцы надеялись, что представление более скромного автомобиля ляжет в канву горбачёвской борьбы с бесплатной номенклатурной роскошью. Но не учли, что Михаил Сергеевич – живой человек и не всегда думает так, как говорит и делает. Его просто не впечатлил седан, лишённый имперской монументальности: для Атоса этого оказалось слишком много, а для графа Де Ла Фера – слишком мало. И работы по автомобили были медленно свёрнуты.
Два автомобиля, показанные чете Горбачёвых в мае 1988 года (чёрный и золотистый) получили на заводе прозвища «Мишка» и «Райка». Именно так, фривольно-панибратски, а не «Миша» и «Рая», как потупя взор пишут автоисторики. Чёрный Мишка дожил до 1996 года, после чего был разобран на детальки, осталась только передняя часть кузова с оптикой (и даже по поводу её аутентичности есть сомнения). А золотистая Райка, накатав чуть больше 10 000 км, нашла приют в экспериментальном цехе завода.
И вот я еду за рулём этой машины.
Амортизаторы – ни к чёрту. Ничего не гасят, на кузов ударами передаются все песчинки, попавшие под колёса, а уж ямки, коих на ЗиЛе множество, вообще приходится проезжать осторожно, чтоб не загубить подвеску окончательно. Она же тут не рессорно-дубовая, как на ЗиЛ-41047, а прогрессивная. Сзади редуктор главной передачи подвешен к кузову (без подрамника!), а привод колёс осуществляется через ШРУСы! Диагональные рычаги, стабилизатор, амортизатор внутри пружины – это же McPherson!
Передняя подвеска тоже независимая, пружинная, с мощнейшим стабилизатором.
Картеры продольно расположенного силового агрегата висят очень низко – иначе скомпоновать не получалось. Если бы у мотора в то время был впрыск, то его можно было приподнять не несколько сантиметров.
Поэтому всякие колдобины приходится объезжать с двойным вниманием – не хватало ещё загубить этот раритет!
Руль почти не сопротивляется вращению. Но это не сильно мешает взаимопониманию с машиной, настройки гидроусилителя тут не до конца американские, обратная связь, какая-никакая, всё же есть. Хуже, что углы установки передних колёс явно нарушены и машина «плывёт».
Если надавить на напольную педаль газа посильнее, то, взрыкнув, ЗиЛ мгновенно достигнет невозможной для территории завода скорости, тут просто нет места, где можно ездить быстро. Потрясающая динамика, почти спорткаровская! Жаль, что ветхое шасси не может реализовать её полностью. И, что характерно, автомобиль не пугает своими габаритами, адаптируешься к этой нескромной размерности мгновенно.
Совершенно шикарные тормоза – дисковые на всех колёсах – останавливают машину «мёртво». Она же не тяжёлая, эта машина – композитный кузов (заметили, что между крыльями и кузовом нет разъёмных соединений, там ровный переход?) со стальным каркасом позволил неплохо сэкономить на килограммах. По официальным данным, снаряженная масса составляет 3250 кг, но по ощущениям машина даже легче.
За рулём удобно, но не более. Роскоши нет, напротив, присутствуют мелкие эргономические просчёты. Регулировки кресла – электрические, клавиши выведены на двери.
Заднее кресло отформовано под двух пассажиров, а поскольку это не лимузин, то и страпонтенов нет, охранник может ехать только спереди.
Отделан салон с хорошим вкусом, и по материалам, и по колористике. Но время не пощадило салон: детали, сделанные по обходным технологиям, обнажили всю свою кривизну. Даже обшивка кресел вытерлась, хотя кто там ездил, на задних местах?
Ещё более жалкое зрелище представляет собой электроника: климат-контроль завис на значении «22 градуса», кондиционер не включается, хотя и заправлен фреоном.
Голосовой подсказчик, коим так гордились ЗиЛовцы, тоже не работает.
В общем, ЗиЛ-4102 ездит. Он жив. Болен, немощен, но небезнадёжен. За пару месяцев его можно привести в порядок – перебрать подвеску и мотор, восстановить работоспособность сервисной электроники. На полную реставрацию, конечно, уйдёт больше времени, но она тоже возможна, все оригинальные детали тут сохранились, непреодолимых сложностей явно не возникнет. А кузов так вообще в прекрасном состоянии!
Но…
Судьба этого ЗиЛа, как и многих других, оказалась в подвешенном состоянии.
Что ждёт исторические автомобили ЗиЛа?
Сейчас завод, как известно, переживает период ликвидации. Обещают оставить здание музея, выходящее фасадом на ТТК, но это не означает, что под шумок не растащат музейные экспонаты и документы:
Скажу больше: многое уже «уплыло» в частные руки, и из музея, и из кабинета Лихачёва:
Сейчас над оставшимися историческими ценностями завода в ожидающей позе застыли некоторые предприниматели и коллекционеры, ожидающие подходящего для негласной приватизации момента. Иные, напротив, пытаются сохранить активы от ухода в частные руки.
И всё это происходит при довольно странном, чтобы не сказать безразличном поведении руководства АМО ЗиЛ.
Это руководство составило список автомобилей, числящихся на балансе АМО. Вот он.
Как видим, сюда включено всё мало-мальски ликвидное, включая ЗиС-5 с постамента на центральной аллее завода. Его, кстати, уже сняли оттуда и куда-то увезли.
Хотя состояние его даже не плачевное, а просто трухлявое.
Тут же и машины, которые стояли в холле корпуса заводоуправления, лимузины из экспериментального цеха, две сохранившиеся Юности… И ЗиЛ-127, который даже не автобус, а просто набор ржавых железок.
В правой колонке мы видим примечания, в большинстве случаев там написано «музей». Но у ЗиЛа нет своего автомобильного музея! В существующем здании заводского музея негде разместить всю эту коллекцию, там и одну машину не поставишь. Поэтому предполагается, что музей будет организован с нуля.
Вот тут-то и возникнут шикарные возможности для индивидуальных манёвров со стороны коллекционеров-перекупщиков. Часть техники, если заметили, априори предлагается продать. Вопрос только, кто будет устанавливать цену. Будет ли это прямая продажа или аукцион – неизвестно, но уверен, что в обоих случаях «кому надо» найдут подходы к руководству ЗиЛа. Собственно, уже активно ищут. А ведь помимо официального списка из восьми автомобилей, отправляющихся на реализацию, существует менее официальный, в котором единиц техники уже 15! Плюс один раритетный Мерседес (бог с ним, пусть продают) и три ещё не изготовленных до конца парадных кабриолета для Минобороны. 12 из 15 автомобилей вообще предполагается продать на запчасти! Это, вероятнее всего, и есть уловка, по которой машины уйдут формально по низкой цене, а кто-то неплохо «погреется». А ведь в этом списке есть и две Юности (действительно некомплектных), и 9 лимузинов 41041 в разной степени собранности, и один 41047.
А грузовики? Почему в списках нет экспериментальных машин, сделанных в последние годы? Куда делись Тапир, Калам, 4327 с пневмоподвеской и 4329, ЗиЛ-230100 Шацкого, экземпляры СКБ с бортовой трансмиссией, в том числе Охотник?? Куда, наконец, делась последняя заводская Синяя Птица? Что стало с Клопом-Карателем (на него зарились очень важные люди, я знаю), с кабинами от экспериментальных грузовиков восьмидесятых годов? Куда ушли вездеходы, оставшиеся от пробега в Уэлен?
Вот они, эти потенциальные экспонаты музея, сфотографированные в разное время (и не только мной):
Поймите, я не против продажи некомплектных автомобилей. Но всё идёт к тому, что реальным реставраторам, способным восстановить и сохранить эти машины, ничего не перепадёт. А бизнесмены от реставрации не обязательно окажутся поборниками исторической достоверности. Расползётся это по частным уголкам…
Что ждёт ЗиЛ?
Сам завод сейчас активно разрушается. Сносят здания, вывозят на лом остатки оборудования. В том числе и самого современного, что стояло в кузовном цехе. Вся центральная часть готовится к масштабной застройке. И у меня сложилось впечатление, что застройщики не слишком стремятся соответствовать плану Проекта Меганом, разработавшего концепцию Полуостров ЗиЛ. Это просто ощущение, ни фактами, ни чем-то ещё конкретным я его подтвердить не могу. Но давайте с вами вспомним об этом лет через пять-семь, будет интересно.
Зашёл я и в родной АСК. Там полная разруха.
Сносят и вывозят всё. Хотя раньше говорили о сохранении главного конвейера и производстве грузовиков до тех пор, пока не заработает сборка иностранных автомобилей под эгидой МосАвтоЗиЛа.
А вот с этим у завода большие проблемы. Пока не удаётся окончательно договориться о производстве иномарок, Hyundai, Fiat и Renault то подтверждают достижение договорённостей, то опровергают их. Переговоры продлили в очередной раз, теперь – до конца июня. Причём Fiat обошёл Renault – пару недель назад представители концерна вновь приезжали на ЗиЛ и что-то там смотрели. Вот что:
Это завод, построенный в южной зоне, на деньги Сбербанка. Новенькие корпуса, накопительные площадки, ограда с колючей проволокой по периметру. Завод стоит и ждёт. И с каждым днём, ознаменованным очередным падением рубля по отношению к евро и доллару, шансы найти стратегического партнёра тают.
Напомню, что сохранение автопроизводства в Москве было политическим решением. Так велел Путин, строго говоря. Ни одного экономического резона за этим не стоит – в Москве всё дороже, и энергия, и рабочая сила, и логистика. Поэтому «фирмачи» так и не решаются на рискованный эксперимент, даже по крупноузловой сборке (соглашение о промсборке, выкупленное МосАвтоЗиЛом у Химэкса позволяет некоторое количество автомобилей собрать «отвёрточно»). Может статься, что Fiat и Renault заменит кто-то из китайских производителей.
Или новый завод так и останется пустовать. Памятником недальновидности среди девелоперского рая Полуострова ЗиЛ.


Вспомнился АЗЛК...
Помнится, автору зарплату на ЗИЛе так и не выдали... Зажилили какую-то мелочь, да еще и вахтерша "арестовала". Расплатились-то хоть?
Не-а.
А после слов "Почему же Горбачёву решили показать седан?" из чего двойной макет?
Из чего сделан, Вы спрашиваете? Из пластилина.
А куда дели Роллс-Ройс? У них Роллс-Ройс 80-х годов стоял без "духа экстаза", его закупали для анализа аналогов.
Здание заводского музея передадут под музей хоккейной славы.
Вообще надо открытое коллективное письмо написать в адрес Собянина о сохранении экспозиции музея ЗИЛа.
Про Rolls-Royce не знаю. А музей спасать уже немножечко поздно. "Приватизация" началась.
Ну, в общем, все как всегда. И это в Москве, где полным-полно любителей автомобильной истории, автореставраторов, автоисториков, автожурналистов и автожурналов.
Что вы хотели? За музеем АЗЛК внимание было дай боже каждому, но это не помешало в какой то момент повыбрасывать все то, что там оставалось
ой да ладно оправдывать инертность общества
Спасибо, интересный репортаж! Последнее фото с нецензурной лексикой, по моему мнению, лишнее.
Спасибо за новости о 4102. Честно, даже по-белому завидно, что проехались на живой машине... Кстати, а что там за двигатель и коробка? В статье информации - минимум. Чья разработка? Получили ли эти агрегаты какие-то "живые", известные нам модификации?
Кстати, насчёт дороговизны сборки автомобилей в Москве: люди, знающие изнутри ситуацию с АФ, сообщают, что сборка Рено в Москве на АФ очуметь какая выгодная!
Агрегнаты старые, от ЗиЛ-41047, поэтому и писать о них особого смысла нет.
двигатель 4104 со стандартной зиловской коробкой автомат, 8 ц. 315 л/с, разработка ЗИЛ) ЦЛА и СБ Грачева, находящегося за стенкой.
4334 из пробега вроде есть в списке, второй кажется стоял в рязанском музее... Белую обновленную кабину уже благополучно выкинули в металлолом, 4329 всех мастей безуспешно пытаются распродать, Охотники кто то там купил (под это дело даже сделали еще пару машин) Синюю птицу восстанавливают, но в списке ее нет, и это непонятно.
Роисся встаёт с кален!
Так пАбедим!
Хрымньяшь!
Не могли бы написать также про ГАЗ 3101. Или 3105.
Возможно, когда-нибудь. У меня у самого много идей, на которые не хватает ни сил, ни времени. Ни, увы, денег.
На самом деле было бы интересно прочитать от вас о 3105, 3103, 3111 и прочие неудавшемся проекты ГАЗа.
Так ведь про это уже много чего написано, покопайтесь в интернете.
Да, но про 3101 практически ничего нету.
А по поводу финансовых проблем, почему бы организованно не скинуться всем миром?
😆
нахуа скидываться?
чтобы кетаемобилю потом было удобней пиарить кетаёзного гуано?
Не этот ли бронекапсюль из музея продают?
http://msk.carobka.ru/news/29277.html
Эта машина не музейная, она сейчас стоит в Депо-ЗиЛ.
ЗИЛ 4102 РАЯ, стоит там, где и создавался, в ЦЛА АМО ЗИЛ, там же находится единственный в мире белый ЗИС 101, единственный в мире ЗИС 115 с полным приводом, и фактически вся последующая цепочка автомобилей произведенных цехом, и включая показанный выше ЗИЛ 127, который там в данный момент восстанавливается, а не гниет дальше. Спасибо за это г-ну Молодцову, не давшему разобрать легендарный цех по кирпичику. Единственный цех на ЗИЛе, который продолжает работать.
Добрый вечер. А где именно на территории построен новый завод, который пустует. На карте в викимапии не могу найти.
Всегда нравился этот автомобиль, созданный сокурсником Сашей Красновым. Очень был впечатлён, случайно увидев его живьём на "динамке" полигона. Мы катали мою будущую диссертацию и ребята на ЗИЛе остановились посмотреть на это чудо-юдо. Помню, был поражён гигантскими, как мне тогда показалось, колёсами и рыком двигателя, когда они рванули с места.
Жаль, не сложилось: достойный был бы автомобиль, не то что этот "Распил-Кортеж".