Их осталось девять штук. Из них на маршрутах более-менее постоянно работают шесть, один переделан под специальный транспорт службы ЭХ КП ТУ, а ещё один – под сварочный вагон путевой службы.
Для пуристов сообщу, что есть машина, разобранная на детали, от неё остался только ветхий кузов и некоторые элементы шасси. Ах, да, чуть не забыл: на постаменте в центре города один трамвай стоит как памятник. Всё, это исчерпывающий список исторического подвижного состава трамвайного депо города Евпатория. Города, где по сию пору эксплуатируются самые старые трамвайные вагоны на всём пространстве СНГ — ГДР-овские Gotha T/В57 и Gotha T59. Годы их выпуска зашифрованы в индексе, 1957 и 1959 соответственно.
Кабина вагоновожатого переделана под современные кнопочки и тумблеры:
Салон тоже осовременили чудовищными пластиковыми креслами.
Ну и сам вагон раскрасили пошлой рекламой кваса.
Одинарный трамвай с кинематографическим номером 007 сохранился лучше «восемнадцатого».
Хотя и тут жестокая рука модеринизатора-оптимизатора прошлась по внутреннему убранству:
Лучше всех сохранили экземпляр 012. За ним я гонялся по всей линии, что в условиях Евпатории непросто: едешь – бац! – кирпич. Первые кадры пришлось делать на ходу.
Тут восстановили деревянные кресла, хотя и не в строгом соответствии исторической реальности.
Кондукторши на этих трамваях к туристам привыкшие, фотокамера их не смущает. Жизнерадостные крымские тётки работают на тридцатиградусной жаре, чтобы получить с каждого пассажира по семь рублей – столько стоит проезд. Вожатые тоже сплошь женщины. А с какой любовью мне про эти трамваи рассказывала дежурная-диспетчер!
А вот трамвай-памятник:
Возле него расположен курортный минирынок и некоторые торговки выкладывают барахлишко прямо на бордюр.
В депо – курортная тишина.
На фронтоне главного здания жизнеутверждающая надпись: 2500 лет. Кажется, что это возраст самого депо, косметического ремонта в котором в последний раз не было никогда.
Начальник Александр Васильевич в своей белоснежной рубашке показательно контрастирует с пыльными технологическими древностями. Он ведёт меня внутрь, туда, где происходит главное таинство – ремонт антикварных трамваев.
Показывает подъёмники, приподнимающие вагон на метр относительно тележки.
Хвастается экземпляром Готы с номером 002, который восстановили из руин совсем недавно.
И рассказывает, как можно починить трамвай, запчасти для которого не производятся почти 60 лет.
Ничего сложного: берутся современные колёсные пары и растачиваются до нужного размера (кажется, проще изготовить их заново из болванки).
Древние коллекторные электромоторы латаются до последнего, перематываются по многу раз. Там прямой привод, с вала зацепление идёт прямо на редуктор главной пары, шестерни не выхаживают долго, их тоже приходится подбирать и приспосабливать. Они со слабо-косозубой нарезкой, такие ещё поискать надо.
С Татрами проще, у них начинка более современная и запчасти ещё можно найти, от других старых вагонов, списанных.
Любую детальку от Готы тут хранят как Н/З. Единственный вагон, который ввиду ветхости бессмысленно было восстанавливать, пустили на запчасти.
Хотя какие там запчасти… Тем не менее, хранят всё, даже двери сняли и не выбрасывают – на всякий случай.
А вот что осталось внутри:
А это – старая тележка от Готы:
Поразительно, но занимаются всем этим в трамвайном управлении им. Пятецкого не из любви к славному прошлому. Тут не музей, не реставрационная мастерская. Тут обычное депо и трамваи эти просто возят пассажиров.
— Слышишь, какой ход?! — Александр Васильевич показывает на семенящую мимо Готу 010. – Музыка, а не ход!
Не знаю, по-моему, обычное трамвайное подвывание. Но Александр Васильевич слышит больше моего, он в курсе, как работала электромашина до очередного восстановления и теперь радуется просто исправности.
Радоваться ему осталось недолго.
Есть ещё вариант, что всю эту доморощенную реставрацию прикроют и просто купят для Евпатории несколько современных трамваев. Правда, их придётся заказывать специально, потому что под узкую колею (ровно метр) серийно тележки давно не выпускаются.


Убьют трамвайное движение, как убили 10 лет назад архангельский трамвай.
Заказывать новые трамваи под старую колею - вряд ли будут, дорого. Перешивать все под стандарт - дешевле выкинуть рельсы полностью и пустить "Газели" ("Транзиты"/"Спринтеры").
Сиденья от http://ru.wikipedia.org/wiki/Tatra_T3 стоят.
Тоже не самый современный трамвай
Очень тепло и трогательно рассказал. И грустно. Вот по Лиссабону тоже громыхают древние деревянные трамвайчики. Но там они - городская фишка, сокровище и всенародная любовь. А эти - просто чудо, что ещё живы...