Нравится!

Кроссовер за 200 миллионов

30 сентября 2014 | 15 Комментариев

Lada Kalina Cross

Одно неосторожное высказывание и… В общем, во всём виноват Игорь Комаров. Он летом прошлого года рассказал в интервью, что ВАЗ делает Калину-кроссовер, и эта машина будет полноприводной.

Комаров, конечно, хорошим руководителем был, но не очень следил за немагистральными разработками. Сказали ему помощники про кроссовер – он и повторил. И только потом решил посмотреть, что же реально сделано.

Олег Груненков, директор проекта Калина/Гранта, огорчил: над полноприводным вариантом для Калины-2 инженеры не думали вообще. Все попытки построить Калину 4х4 закончились на первом поколении. А для модели 2194 продумывался только слегка приподнятый переднеприводник, этакий эрзац-кроссовер. Почему «слегка»? Потому что на серьёзную переделку денег всё равно бы никто не дал, а лайт-версия с минимальными изменениями теоретически могла пойти в производство.

Lada Kalina Cross

Граница пролегала по приводам передних колёс, по их способности работать под большими углами без резкого снижения ресурса ШРУСов. Начали опыты. Сначала Калину приподняли на 40 мм, потом на 30. Этого оказалось много, ШРУСы не держали нагрузку. Остановились на 25 мм и уже на этой величине провели основные тесты. Но и такая прибавка не исключала проблем. Тогда для верности уступили ещё 2 мм клиренса и на 23 мм провели полномасштабные испытания, с пробегом в 60 000 км. Этот вариант и пошёл в производство

Сейчас дорожный просвет Калины Кросс составляет 208 мм в «свободном» состоянии и 185 мм под полной нагрузкой. За счёт подвески выиграли 16 мм, ещё 7 мм добавили новые шины. Их размерность 195/55R15 против 175/65R14 у обычной Калины.

Естественно, большие колёса потребовали ограничения хода рейки, чтобы шины в поворотах не задевали за подкрылки. Примерно так же сделано на Гранте Спорт, только там ограничение ещё существеннее, так как колёса 16-дюймовые. Понятно, что это привело к увеличению радиуса разворота — на полметра.

Полная геометрия Калины Кросс в сравнении со стандартной Калиной приведена на нижеследующих рисунке и таблице.

Lada Kalina Cross

  Бало Стало
H (высота авт. при снаряженной нагрузке), мм 1538 1561
K (клиренс при полной нагрузке под картером ДВС), мм  160 183
Клиренс в порожнем состоянии, мм 185 208
α1 (угол въезда при полной нагрузке) 19 20,8
α2 (угол съезда при полной нагрузке) 19,6 22
R (радиус проходимости при полной нагрузке), м 4,55 3,88

Рулевую рейку собрали из разных элементов, это симбиоз механизмов от Калины и Приоры. Передаточное отношение осталось прежним – 3,1 оборота руля от упора до упора.

Lada Kalina Cross

Увеличение клиренса — это и поднятие центра масс автомобиля, в данном случае на 23 мм. Плюс увеличение массы на 15 кг. Олег Груненков утверждает, что на сопротивляемость опрокидыванию это почти не повлияло, равно как и на развесовку по осям.

Новые амортизаторы и пружины потребовали дополнительной настройки управляемости. В принципе, отменный баланс был найден ещё на Гранте-лифтбэк. Точнее, на Датсунах, с которых они перешли на лифтбэк. Поэтому ВАЗовцы слегка лукавят, утверждая, что иностранные инженеры к доводке подвески касательства не имели. К доводке, может, и не имели. Но ориентир задали, оставалось только воспроизвести удачные настройки на новых элементах. Насколько это удалось – чуть ниже.

Калина Кросс получила задние ворсовые подкрылки от того же Datsun, кузов немного усилили в задней части. ABS фирмы Bocsh перекалибровок не потребовала, о чём есть официальный документ от немецкой фирмы.

Lada Kalina Cross

Дизайн Калины Кросс изменился минимально, всё ограничилось дополнительными накладками на кузов и новым цветовым решением салона. Эти штрихи делались уже под руководством Стива Маттина, как раз летом прошлого года. О том, что дизайн удался, говорит такой факт: Бу Андерссон, в первые же дни знакомства с АвтоВАЗом, на эту машину «запал». Так, собственно говоря, проект и получил дополнительный импульс: Калина Кросс, Ларгус Кросс и Лада 4х4 Урбан Были замечены Андерссоном одновременно и он распорядился готовить машины к немедленному производству.

Lada Kalina Cross

С этой «немедленностью» даже вышла неприятность: поставщик ВАЗа никак не успевал наладить производство пропиленовых накладок, пришлось делать их по обходной технологии. На первых экземплярах стоят детали, изготовленные методом вакуум-формовки из какого-то хитрого полимера, потом на короткий срок перейдут на АБС-пластик и только с ноября на конвейер пойдут пропиленовые детали, которые и дешевле, и «пластичнее». Под это дело придётся провести ещё один комплекс испытаний на термосовместимость и толерантность к лакокрасочному покрытию.

Lada Kalina Cross

Вообще, проблем с истиранием ЛКП быть не должно, накладки крепятся специальными «пистонами» в отверстия в металле, плюс проклеиваются по периметру «триэмовским» двусторонним скотчем. Однако многие специалисты на ВАЗе скептически относятся к такой «гонке» и явно недостаточным испытаниям обвеса.

Lada Kalina Cross

Собственно обвес – это накладки на низ кузова по периметру, молдинги боковых дверей и накладки на нижние части бамперов.

Lada Kalina Cross

Lada Kalina Cross

Полный перечень визуальных изменений можно посмотреть в официальной презентации.

Любопытно, что все элементы обвеса выполнены чёрными, а вставки в бамперы – серебристыми. На мой неразвитый вкус это явная колористическая нестыковка, аляповатость. Впрочем, Маттину виднее, конечно.

Lada Kalina Cross

Интерьер украшен оранжевыми тканевыми вставками на панели дверей и кресла. Плюс пластмасски на руле и вокруг дефлекторов боковых передних воздуховодов.

Lada Kalina Cross

Калина Кросс помимо оригинальных деталей получила определённый объём изменений, характеризуемых как платформенные. Это и новые сиденья с улучшенной боковой поддержкой, и доработанный привод тормозов (усилие на педали теперь развивается более линейно).

Lada Kalina Cross

Модернизировали замки задних дверей, уплотнители багажника и боковых стёкол, начали устанавливать тормозные колодки с противошумными накладками, усилили заднюю точку крепления силового агрегата… Эволюционирует Калина, короче говоря.

Ну и новое головное устройство («магнитола» по-народному).

Lada Kalina Cross

Оно тоже бездисковое, но попроще прежнего, без большого сенсорного экрана. Разумеется, это разработка Итэлмы по эскизам Стива Маттина. На одном таком ГУ покупатель экономит 7000 руб.

Разработка Кросса стола ВАЗу примерно 200 млн руб. За всё, включая оригинальную оснастку. При планируемом объёме производства в 15 тыс в год эти инвестиции окупятся быстро. Точных цифр Груненков не называл, но сделал намёк:

Кросс в рознице дороже Калины на 20 000 руб. Но маржинальность его выше.

ВАЗовцы перед тестом в один голос убеждали: на дороге Кросс ведёт себя ничуть не хуже универсала. Что ж, 1200 км по Казахстану – хороший полигон для проверки их искренности.

Lada Kalina CrossLada Kalina Cross

Управляемость действительно почти не изменилась. Скажу больше: тут слово «почти» использована как фора обычной Калине. И в значительной степени это заслуга шин Pirelli, в одни ворота выигрывающих у нижнекамских и китайских. Баланс свойств завязан именно на эту «резину», поставь другие покрышки – и все настройки «уплывут». Кроссу строго противопоказано менять высоту профиля шин: именно соотношение 195/65 является оптимальным и на асфальте, и на грунтовых дорогах. Уводы минимальны, а до корда колесо не пробивается даже при очень сильных ударах.

Lada Kalina Cross

В быстрых поворотах и на дуге машина ведёт себя необразцово, хотя и очень предсказуемо. Момент сноса легко спрогнозирует даже новичок, а к заносу большой склонности у Кросса нет. А вот «чувство руля» скверное. И это уже не «вылечить» тонкими настройками, ВАЗовцы выжали из архаичной конструкции всё возможное, до предела увеличив кастор и «поиграв» углами установки передних колёс. Без перехода на нижнее расположение рулевой рейки и передний подрамник качественного скачка в управляемости не сделать.

Подвеска приятно упруга. Этот эффект был замечен ещё на лифтбеке, здесь он «додуман до конца». Ограничение хода колеса вкупе с тщательно выверенной характеристикой амортизатора – хороший рецепт тюнинга малыми затратами. Ослабла или даже вовсе исчезла характерная калиновская валкость, крены стали более умеренными. Напомню, речь идёт о конструкции с повышенным центром тяжести!

На высокой скорости ехать тоже чуть приятнее. Комфортный рубеж – 160 км/ч, потом уже машину приходится отлавливать, что при весьма скромном реактивном действии на руле представляет некоторую проблему. Хотя по штатному спидометру Калина Кросс способна разогнаться до 185 км/ч.

Эффективность тормозов объективно не изменилась, но управлять замедлением явно стало приятнее. У педали больше нет провала почти до середины хода, колодки «схватывают» уже при минимальном усилии. И дальше замедление развивается в полном соответствии приложенному старанию.

Казахстан – отличное место для теста кроссовера. Особенно если на маршруте есть пара десятков километров совершенно экстремального покрытия. Это перед Астаной, если ехать от Караганды, строят новую скоростную трассу, пустив автомобили в объезд по чудовищно изъязвлённому грейдеру. Критическая скорость там для легковушки – 20 км/ч.

Эх, живём однова! — я поехал 80.

Машину было жалко. Но она терпела, жалобно поскрипывая пластиковыми детальками. Подвеска держала удары, шины стоически сопротивлялись пробоям, руль не рвался из рук. Калина обгоняла ползущие вереницы грузовиков, выскакивала в поле на не менее разбитую грунтовку. И когда грейдер сменился хорошим асфальтом, машина опять поехала на 98% своих возможностей.

Почему 98? Всё просто: 87-сильный мотор оказался довольно чувствительным к качеству топлива. Поначалу Калина Кросс ехала на бензине с самарского Лукойла — машины привезли в Казахстан на автовозах, заправленными под завязку. А потом мы заправились чем-то местным. Сразу упали динамика и «максималка», появились металлический скрежет и небольшая детонация. Следующая порция топлива оказалась получше, но всё равно на сто процентов своих возможностей машина на казахском суррогате не вышла.

Lada Kalina Cross

Проявились и другие неприятности.

После 160 км/ч и до предельных 180 (по спидометру) на руле появляется неприятная вибрация. И это не колёсный дисбаланс, явно. Главный конструктор Калины Валерий Козачок объяснил это более жёстким креплением рулевой рейки к моторному щиту, введённому год назад. Ну, не знаю, не знаю… На Гранте Спорт рейка закреплена так же, но вибраций нет ни на какой скорости.

Тросовый привод коробки передач, расхваленный и разрекламированный, работает скверно, продольные ходы рычага неприлично велики, третья передача включается с трудом. Коробка продолжает несильно, но навязчиво подвывать, несмотря на недавнее улучшение мехобработки шестерён.

Что до уменьшения шума сзади, то почувствовать его не получилось. Что сзади, что спереди Калина акустически дискомфортна, явного прогресса тут нет.

В итэлмовской «голове» не удалось найти регулятор тембров и балансов. По любой логике они должны быть под кнопкой «audio», но ни длинное, ни короткое, ни какие угодно другие нажатия на эту кнопку к желаемому не привели. Равно как нажатия на все другие кнопки. Глюк конкретной прошивки или стратегический замысел?

Итак.

В сентябре будут собраны 200 Кроссов, в октябре 450 и 500 в ноябре. Конец ноября – «время икс» для перехода на пропиленовый обвес. Только после этого машину можно будет считать полноценно серийной. Поначалу Калина Кросс будет предлагаться только в одной комплектации, с механической коробкой и 87-сильным мотором. Цена – 409 000 руб.

А в 2015 году Калина Кросс получит 106-сильный двигатель и автоматическую трансмиссию (по всей видимости, гидромеханику Jatco). Будут изменения и по комплектациям. Кроссу рано или поздно достанется всё то, что доступно покупателям обычных Калин. И даже немного больше, например, навигация.

И вообще: Калина Кросс в течение 2015 года сменит на конвейере Калину-универсал. Динамика вытеснения будет зависеть от спроса, но Груненков в успехе уверен.

И с чистым сердцем уходит руководить проектом X-Ray.

Lada Kalina Cross

Олег Груненков радуется предсказуемому финалу испытания Кросса на берегу солёного озера, где даже человек проваливается по щиколотку

 

 

 

Нравится(0)Не нравится(0)

КОММЕНТАРИИ ( 15 )

  1. Спасибо за статью.
    Все таки надо дожидаться PP обвеса, ABS годится только для Европы при наших температурах зимой более -10 трескаться будет он , не рассчитан он на такое. Тем более это внешний обвес.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  2. Как 92-е сиденья оцениваете?

    Нравится(0)Не нравится(0)
  3. Нормуль. Пойдёт тачка.
    Какая-никакая, а альтернатива Ларгусу.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  4. Сергей, чтобы зайти в настройки звука ГУ, надо нажать на кнопку-крутилку по центру. Там можно настроить эквалайзер. а также вручную: баланс, фейдер, НЧ, ВЧ...

    Нравится(0)Не нравится(0)
  5. Спасибо! Как всегда интересно.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  6. >И вообще: Калина Кросс в течение 2015 года сменит на конвейере Калину-универсал

    Хотелось бы надеятся что нет. Если калиносарай еще можно купить, то это чудовище категорически не нравится. Просвета дорожного и так хватает заглаза.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  7. Павел Олейников 2 октября 2014 12:18

    Так передаточное отношение неизменно и оборотов от упора до упора меньше, или оборотов столько же, но передаточное отношение изменилось? Угол поворота колес-то ограничен...

    Нравится(0)Не нравится(0)
  8. Спасибо, статья интересная. Не очень правда понял, зачем Калиновский универсал полностью заменять Кроссом. Разве Кросс не позиционируется как "слегка внедорожная комплектация" а-ля Степвей?

    Нравится(0)Не нравится(0)

Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.