Нравится!

Первый шаг

17 ноября 2014 | 34 Комментария

Иж-Авто

5 ноября пресс-служба ВАЗа распространила сообщение: на заводе Иж-Авто сварен пробный кузов Lada Vesta. Это первый чисто производственный шаг в судьбе модели. До появления пилотных экземпляров Весты ещё минимум три месяца, но уже сейчас начинается отработка «чистовой» технологии  сварки, окраски и сборки.

А параллельно на ВАЗе строятся прототипы (так называемые S-lot), которые отправят на испытания.

Иж-Авто

Давайте посмотрим, что сделано на сегодняшний день и что предстоит сделать в ближайшее время. Заглянем, так сказать, за кулисы действа, разыгрываемого на ижевском автозаводе.

Иж-Авто

Первую партию штампованных деталей для сварки кузова Весты ВАЗовцы получили ещё в сентябре. «Железо» изготовлено за границей, на фирмах, которым заказали производство штамповой оснастки. Собственно говоря, это первые «оттиски» с готовых штампов. Для ускорения процесса их отправили самолётами. А сами пресс-формы будут несколько недель плыть через моря и океаны из Южной Кореи и Японии.

Кузов Lada Vesta (заводской индекс – LADA 2180) состоит из 245 деталей, разделённых, в свою очередь, на 927 штампов. Для удобства «кузовщину» делят на мелкую, среднюю и крупную. К последней относятся панели пола, лицевые панели и т.д. Заказ на производство пресс-форм и пробных «оттисков» получили корейские фирмы LG, MS Autotehc и CES, а так же японская Ogava Seiki. Именно японцам выпала честь сделать оснастку для наиболее крупных и значимых деталей кузова Весты (239 штампов).

Отшампованные панели «прилетели» в Тольятти, где силами УЭП из них сварили основные заготовки. УЭП – это Управление Экспериментального Производства, находящееся на территории ОПП ВАЗа. Если ОПП – формально нитка основного конвейера, то УЭП – заводик в заводе, площадка с самым современным оборудованием для изготовления пилотных партий или даже просто единичных экземпляров экспериментальных автомобилей. Организовали и оснастили УЭП совсем недавно, Веста для него – первая большая работа. В УЭПе над сваркой первых деталей совместно работали ВАЗовские и ижевские инженеры.

Итак, на ВАЗе сварили основание пола и кузов в сборе – каркас, двери, крышка капота и багажника etc. И всё это отправилось в Ижевск, где к тому времени модернизировали один сварочный участок, с тем, чтобы можно было работать по обходной технологии – без геометрической оснастки. И 4 ноября первый в истории человечества кузов Lada Vesta был изготовлен.

Надо сказать, что на Иж-Авто сейчас параллельно работают две сварочные линии – старая, которую модернизировали под Гранту…

Иж-Авто

…и новая, построенная для Nissan и, в перспективе, Renault.

Иж-Авто

Разумеется, Весту будут делать на новой линии (AIMS 1), вместе с Nissan Sentra. Нельзя сказать, что она сильно современна – кузова тут варятся, в основном, вручную, на кондукторах.

Иж-АвтоИж-Авто

И только в конце линии стоят четыре робота Fanuc, «собирающих» кузов из крупных заготовок. Точнее, роботы на готовом каркасе проваривают точки по порогам, аркам, крыше и передку.

Иж-Авто

Ещё один здоровенный манипулятор снимает готовый кузов с линии и ставит его на специальную технологическую тележку, посредством которой каркас отправляется на линию навесных узлов. У этой махины есть прозвище – Годзилла. Причём, что характерно, его так называют сами японцы!

Иж-АвтоИж-Авто

Вот и вся нанотехнология, как сказал бы Анатолий Чубайс. На старой сварочной линии степень автоматизации заметно повыше будет.

Иж-Авто

На сварке кузова Гранты используется значительное количество робототехники

Тут же находится и склад штампованных деталей, его сейчас оптимизируют, чтобы поставить стеллажи для Весты. Так же готовят дополнительные посты для подсборки сложносоставных деталей – дверей, крышки капота, частей пола, боковин и пр. Вот тут, на свободных площадях всё это и разместится.

Иж-АвтоИж-Авто

Всё завальцовочное и сварочное оборудование аналогично тому, на чём сейчас делают Ниссаны. Вот так делаются двери:

Иж-Авто

Участок подсборки дверей

Иж-Авто

Робот-завальцовщик

Иж-Авто

Здесь готовится мастика для завальцовки

Иж-Авто

Сварка каркаса двери

Иж-Авто

Готовая дверь без лицевой панели

Первый кузов Весты, как несложно предположить, прогнали далеко не по все сварочной линии, а только по финальному её участку, где стоят роботы. Основной задачей была проверка программы управления, её отладка. С первого раза невозможно идеально попасть во все точки сварки, требуется несколько подходов с последующей коррекцией. Это при ручной сварке всё просто – зажал деталь в кондуктор, взял клещи… А роботы требуют тонкой настройки, ведь поля допусков «играют» в зависимости даже от качества пресс-форм. Первая сварка вообще прошла так: клещи подводили вручную и давали команды на сварочные импульсы. Это дело фотографировали и отправляли материалы программистам, чтобы те прописали оптимальные траектории для роботов. С первого раза процент попадания в математическую модель всегда невелик, в пределах 10-20%. Надо пояснить: это не ошибки в определении места сварки, а попадание в поле допуска, которое у Весты составляет 1,5 мм. Дело усугубилось тем, что специальных «вестовских» клещей в Ижевске пока нет, их привезут в январе. Так что пришлось обходиться «ниссановскими» Впрочем, так и надо было по плану.

Прочие сварочные операции в Ижевске будут производить только на этапе постройки образцов S-lot 2, с середины февраля 2015 года. Это будет 28 кузовов. Потом пойдут две предсерийные партии (по 30-40 штук). Тогда и проверят готовность не только сварочной, но и сборочной линии.

А вот с окраской всё вышло отлично. Возможно, потребуется «чистовая» коррекция программ для роботов, но уже сейчас, на первом кузове покрытия легли неплохо. И катафорезный грунт, и эмаль с лаком, и противошумная мастика днища. Трёхнедельная отладка программного обеспечения дала свои положительные плоды. Первый кузов в процессе окраски и сушки облепили термодатчиками и проверили равномерность высыхания слоёв – всё в порядке.

Иж-Авто

Иж-АвтоИж-Авто

Как уже объявлено, Веста будет краситься в девять разных цветов, три из которых – общие с Ниссаном.

Вот в этом помещении готовятся эмали.

Иж-Авто

На линии сборки модернизируют 14 постов. Но, в целом, сборка Весты в разбивке на операции почти не будет отличаться от таковой для других моделей Иж-Авто. Вот первый проход Весты по сборочному конвейеру (хотя, если честно, то второй – его организовали специально для меня).

Иж-АвтоИж-Авто

Рабочие рассматривают Весту с интересом, тычут пальчиками, дивятся незнакомой конструкции. Совсем скоро им предстоит  освоить сборку и этой модели.

Иж-Авто

Иж-АвтоИж-Авто

Иж-АвтоИж-Авто

И за всем этим наблюдает директор проекта Лада Веста в Ижевске Дмитрий Зверев:

Иж-Авто

Дмитрий Зверев, директор проекта Lada Vesta на Иж-Авто
Иж-Авто планирует производство Весты по самому полному циклу, с собственной штамповкой и высокой долей локализации пластиковых деталей.

Пока идут пресс-формы, в прессовом цехе готовится площадка для новых прессов, тоже южнокорейских.

Иж-Авто

Здесь будут делать панели не только для Весты, но и для Ниссана. По Весте – 61 позиция, в основном – средняя штамповка. А всё прочее «железо» пойдёт с ВАЗа, так выгоднее.

Вот так ныне выглядит действующее прессовое производство:

Иж-АвтоИж-Авто

А вот так – цех изготовления пластмассовых деталей.

Иж-АвтоИж-АвтоИж-АвтоИж-АвтоИж-АвтоИж-Авто

Шикарные термопластавтоматы, стенды для вибросварки, роботы для нарезки мягкого пластика… Этот цех тоже запустили недавно, в начале нынешнего года, и чувствуется, что на оснащении не экономили.

Для Весты в Ижевске планируют делать большинство деталей – бамперы, элементы интерьера, всего 113 деталей и узлов. По некоторой информации, на проект номинированы фирмы Полипластик и Basell, но ижевцы утверждают, что справятся и сами.

Ещё на заводе будут производить сиденья. Формально это уже зона ответственности фирмы Lear, которая просто арендует у Иж-Авто небольшой цех в старом корпусе, там, где в 1965 году был сварен кузов первого ижевского Москвича-408.

Иж-АвтоИж-АвтоИж-АвтоИж-АвтоИж-АвтоИж-Авто

Теперь вернёмся к графику запуска Lada Vesta.

Иж-Авто

Такие табло висят над главным конвейером Иж-Авто

Сборка первого автомобиля намечена на 22 февраля 2015 года. И до конца лета сделают около двух сотен машин.

Все «пилотные»  образцы Весты пойдут на заранее определённые испытания – ресурсные, дорожные, краш-тесты. Для каждого образца уже подготовлен свой индивидуальный график. Само собой, после испытаний они будут утилизированы.

Иж-Авто

Агрегатных комплектаций для Весты предусмотрено, скажем так, три с половиной. Базовым мотором станет ВАЗ 11189 – дальнейшая модернизация нынешнего 87-сильного восьмиклапанника. Этот двигатель будет агрегатироваться только с механической коробкой.

Следующая ступенька – мотор ВАЗ 21129, эволюция шестнадцатиклапанника мощностью 106 л.с. Он будет сочетаться как с «механикой», так и с «роботом» (АМТ 2182).

И на вершине гаммы – ниссановский 114-сильный двигатель HR16DE-H4M с механической коробкой JH510. Этот силовой агрегат начнут собирать на ВАЗе, вытесняя «реношный» К4М.

Первой в производство пойдёт Веста со 106-сильным мотором, именно её презентуют как серийную 25 сентября 2015 года. Закончить сертификацию модели с восьмиклапанным мотором планируют в середине октября того же года, а с двигателем HR16 – вообще в декабре. Так что самая мощная и дорогая Веста не появится в автосалонах раньше февраля 2016 года.

Поразительно, но запуск Весты почти не отклоняется от плана. Да, были задержки с поставками штамповки из Южной Кореи, отчего пришлось переписать график производства «пилотов». Но сейчас всё устаканилось и вошло в нормальную колею. Если ВМЗ не сорвёт изготовление пресс-форм на бамперы, всё будет хорошо.

Иж-Авто

Веста – первая ВАЗовская машина на новой платформе за бог знает какой срок. Ведь все нынешние переднеприводные модели, по большому счёту, лишь деривативы старой «восьмёрочной» платформы, с архаичными решениями типа отсутствия переднего подрамника или верхним расположением рулевой рейки. А Веста имеет вполне современную конструкцию, во многом унаследованную от знаменитого Проекта С. Мне довелось довольно много общаться с создателями Проекта С и Lada B (так на первых этапах именовалась Веста). Некоторые уже не работают на ВАЗе… Так вот, они создали действительно новую и оригинальную конструкцию, за неё не стыдно. Даже с учётом того, что основные конструкционные элементы Весты разрабатывались 7-8 лет тому назад.

Иж-АвтоИж-Авто

Иж-Авто

Оригинальная передняя подвеска с L-образными рычагами, новыми поворотными кулаками и кастором в 5 градусов.  Передний подрамник с закреплённой на нём рулевой рейкой с электроусилителем на валу. Рулевая колонка, регулируемая в двух плоскостях, по наклону и вылету руля. Самая длинная база в истории серийных ВАЗовских моделей – 2620 мм (2635 мм по другим данным) (длиннобазную Ниву 2131 не считаем, это другой класс). Расчётная жёсткость на кручение — 15000 Н.м/град. В общем, Веста по базовым параметрам выглядит вполне современным автомобилем.

И, что самое интересное, Веста станет первой моделью, производство которой подготовлено полностью по стандартам альянса Renault-Nissan.

Кого-то это печалит. Кого-то обнадёживает. Но все ждут Весту как минимум с любопытством.

Иж-Авто

 

 

Нравится(0)Не нравится(1)

КОММЕНТАРИИ ( 34 )

  1. Петли багажника, что-то уж, больно большие.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  2. а какова будет цена Весты, максимальная и минимальная? Понятно что рубль неустойчив сейчас и все может изменится через год. Но на данный момент какую они цену определили машине? И интересно узнать о моторе ВАЗ 11189 что они собрались с ним делать?

    Нравится(0)Не нравится(0)
  3. 1.8, 1.4 турбо будет? А по кузовам какая ситуация? А что с Вазовской МКПП, так же гудеть (выть) будет?

    Нравится(0)Не нравится(0)
  4. Лючок бензобака монструозно большой.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  5. Места крепления бамперов к крыльям подозрительны, неужели опять без пластиковых проставок будут их ставить? Они от малейших воздействий вылетают из этих креплений и топорщаться, что на калинах, что на приорах.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  6. Алексей Матвеенко 17 ноября 2014 20:14

    Ну какое может быть etc?

    Нравится(0)Не нравится(0)
  7. Спасибо, Сергей. Очень интересно и познавательно.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  8. Игорь Фельдман 18 ноября 2014 10:37

    Спасибо за материал! Очень интересно, поделился несколькими фотками на http://vesta-lada.com

    Нравится(0)Не нравится(0)
  9. моя заказная статья

    Нравится(0)Не нравится(0)
  10. Нашел здесь Вашу статью: http://sdelanounas.ru/blogs/55247/. Один в один.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  11. не нравится у Весты раскосая морда-нинзя, морда митсубиси оутлендер с узкими фарами интереснее

    Нравится(0)Не нравится(0)
  12. Комментарий был удален администратором

    Нравится(0)Не нравится(0)

Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.