Заканчивается так называемая реставрация бывшего здания заводоуправления ЗиЛа на Автозаводской. Заканчивается тихо, без особого внимания чиновников и журналистов. Скоро здесь разместят музей хоккейной славы.
Зданию, заложенному в 1916 году по проекту Константина Мельникова, придали аутентичный облик.
Вот так выглядело заводоуправление полвека назад:
Вот так – несколько лет тому назад:
А вот как оно выглядит сейчас:
Видно, что реставраторы восстановили один из двух дверных проёмов в центральной секции здания, а дверь в западном крыле, напротив, заложили. И убрали оконный проём в восточном крыле.
Судьба многих экспонатов музея неизвестна. Нет, наверное, кому-нибудь она известна, но явно не широкой общественности. Пропало, по разным оценкам, от трети до половины музейного фонда. А то, что удалось спасти – частным образом выкупали известные коллекционеры. На заводе, в шестом цехе (там, где делали лимузины) сейчас находится часть архива, её готовы передать в новый музей. Только где он, этот новый музей…
Кабинет Ивана Алексеевича Лихачёва сохранялся заводчанами более шестидесяти лет. Он пережил, вместе с хозяином, репрессии и войну, он пережил брежневское кисельное время, с его культом серости и комсомольского цинизма. На рубеже 80-х и 90-х по специальному заказу реставрировали мебель – стол, диван, много мелкой утвари. На шкаф денег уже не хватило – началась новая эпоха. Но кабинет пережил и перестройку, и самый нелепый для завода период — период владычества Микродина и лично Олега Бойко. Рабочее место Лихачёва дербанили, да не раздербанили киношники, обожавшие снимать тут сцены из кремлёвской жизни. На его содержимое клали глаз влиятельные коллекционеры советских древностей – им ничего не досталось. Даже Лучанский и Лаптев, доведшие завод до ручки и скромно отошедшие в сторонку в статусе простых миллионеров, умудрились ничего в этом кабинете не разрушить.
Это сделали другие.
Компания ТЭН-Девелопмент, управляющая неким закрытым паевым инвестиционным фондом Актив-Премьер Траст и лично директор ЗиЛа Игорь Захаров.
Ума не приложу, почему хоккейная слава должна покоиться именно в этом месте. Ей, по-моему, всё равно. Но знали, знали варвары, что это беспроигрышный сценарий, что хоккей – личная забава Путина и под это дело можно выбить любые бюджеты и подряды. Знали, на чём заработать.
Другие варвары, того же ранга и масштаба, разрушили соседний с музеем старый литейный цех ЗиЛа, построенный в 1916 году по проекту Александра Кузнецова. От него оставался всего лишь фасад, подпёртый с тыльной стороны балками. Но и его снесли в одночасье, несмотря на статус объекта культурного наследия.
Теперь ничего этого нет, остались только картинки. Мы будем смотреть на них, понимающе кивать, скорбеть по утраченному. Мы будем по отдельным бумажкам и фотокопиям восстанавливать историю. А потом опять придут они – и железный ковш бульдозера сгребёт всю эту историю в кучу.
Потому что они сильнее.
Потому что они – варвары.
—
Кабинет Лихачёва, февраль 2011:
Музей ЗиЛа, 2011, февраль 2011, часть 1:
Музей ЗиЛа, 2011, февраль 2011, часть 2:


ничего не хочется комментировать. ибо нет таких литературных слов...
а судьба макетов неизвестна?
Известна. Я знаю, где они. Точнее, большая их часть.
их реально посмотреть вживую?
Это не ко мне вопрос. Я думаю, что нет, они в частных руках. Плюс кое-что осталось в шестом цехе.
А вообще какая хоккейная слава есть у РФ и СССР? НИКАКОЙ. Пару раз обыграли студентов и счастья полные штаны. 😆
Хоккейная слава у СССР ? Оу, ну как бы Вам сказать-то... Одни из лучших...
А какая судьба вообще у ЗИЛа, как марки, вроде проект "Кортеж" делают... Да и производство обеали какое-то сохранить. Или Хеппи-энда не видать ?
ну дело не в хоккеисте-Путене, а в главном архитекторе всея Москвы
, приезжем из германии г-не Кузнецове и его помошницы-телке, который обещал из Москвы сделать Гановер и которому, видимо, на откуп отдали всю территорию ЗиЛа
"а в главном архитекторе всея Москвы, приезжем из германии г-не Кузнецове и его помошницы-телке, который обещал из Москвы сделать Гановер и которому, видимо, на откуп отдали всю территорию ЗиЛа"
Интересно, получается, действительно, девелоперское лобби победило промышленное?
какая судьба конструкторских документов?
думаю, что большая часть потеряна и утрачена