Lifan официально начал строительство завода под Липецком.
Вчера был дан формальный старт процессу строительства завода Lifan в особой экономической зоне «Липецк». Присутствовали, как и положено, многие официальные лица, включая губернатора Липецкой области Олега Королёва и директора по зарубежным рынкам Lifan Industry Му Гана.
Параметры проекта таковы. Строительство начнётся в ближайшее время, первую очередь планируют запустить в 4 квартале 2017 года. Площадь производственного участка, выделенного Лифану в ОЭЗ – 60 гектаров, из них под застройку пойдёт 120 000 кв. м. Предполагаемое количество работников – 1500 человек. Заявленные инвестиции — $300 млн, но срок, в который рассчитывают эти деньги освоить, китайцы не указывают.
Завод будет состоять из цехов сварки (16800 кв. м.), окраски (22488 кв. м.) и сборки (18600 кв. м.). Ещё будут склад, небольшой полигон и энергостанция. Обещают, что окраска будет экологичной (водорастворимые эмали), а сварка в высокой степени автоматизированной.
Из этого можно понять, что на первом этапе, штамповки и сборки агрегатов не будет. Но руководитель российского офиса Lifan Motor Сунь Цзэцзюнь, которого все для простоты называют Витей, пообещал, что в будущем в Липецкую область перенесут и штамповку, и сборку двигателей и даже инженерно-исследовательский центр, дабы проектировать и выпускать автомобили, максимально соответствующие российским потребностям.
В связи с этим возникает несколько наивных вопросов. Первый и главный: зачем Лифану на падающем рынке объём автомобилей, вчетверо превышающий возможности их продать? Сунь Цзэцзюнь отвечает: «Будем экспортировать. Да и неясно ещё, каков будет рынок в 2021 году, когда должны выйти на 60 000. Может быть, всё к тому времени восстановится».
Непонятна и судьба контракта с Дервейсом, на котором собираются все модели, продающиеся в России. Витя Сунь Цзэцзюнь старается избегать той конкретики, которая может сказаться на сиюминутных отношениях с Дервейсом, всё-таки, им вместе работать ещё минимум два года. Он утверждает, что производство на Дервейсе продолжится – там останутся текущие модели, а, например, Х70 и Х80 будут собирать уже на новой площадке. Я понимаю Суня: если он сейчас объявит о грядущем расторжении договора,репутация Дервейса рухнет окончательно, тем более что и Geely через некоторое время уходит из Черкесска в Белоруссию. А эти две фирмы делают Дервейсу основную «кассу».
Ещё больше вопросов возникло после разговора с одним из сотрудников представительства Lifan, пожелавшего, по понятным резонам, остаться анонимным для широкой общественности. Он сказал: стратегического бизнес-плана у компании вообще нет, более-менее просчитан только этап строительства. Но $300 млн кажется очень скромной даже для того, чтобы просто возвести корпуса и оснастить их нужным оборудованием. Очевидно, что сборка двигателей, штамповка и R&D в этот бюджет не укладываются. А прибыль предприятие начнёт приносить только при выходе на проектную мощность; всё, что меньше 60 000, придётся дотировать. И этих затрат, по словам моего собеседника, тоже нет в бизнес-плане. Хотя бы потому, что невозможно просчитать ёмкость рынков на ближайшие годы. Как российского, так и потенциально экспортных.
Немного снизить себестоимость поможет локализация (даже на площадке ОЭЗ есть возможные партнёры – Yokohama и PPG). Но практика других заводов показывает: большинство российских компонентов выходят дороже китайских даже с учётом таможенной пошлины для последних. А для таких малых объёмов, на которые рассчитан липецкий завод Lifan, оригинальные компоненты вообще мало кто возьмётся производить. И локализация Лифанов рискует забуксовать на этапе перехода от общих компонентов (шины, краски, аккумуляторы, шумоизоляция etc) к специальным. Так что заявленные параметры не вполне правдоподобны, скажем так.
По словам Черкасова, закон чётко регулирует деятельность в рамках статуса резидента ОЭЗ и если проект не выходит на заявленные параметры, компания этого статуса может лишиться. Но для этого нужно сильно постараться! Ведь никто не мешает резиденту в любой момент подать заявку на пересмотр бизнес-плана, который, при наличии капитальных сооружений в ОЭЗ вероятнее всего одобрят. Прецедентов лишения компании резидентства пока не было, но и в этом случае не произойдёт ничего смертельного – активы никто не отберёт, просто фирма продолжит работу на общероссийских условиях. Тем более, что главные льготы (освобождение от уплаты НДС и таможенных сборов, дешёвое подключение к энергокоммуникациям) предусмотрены только на этапе строительства, выгоды при налаженной деятельности не так велики (освобождение или уменьшение региональных налогов).
Таможенных льгот на поставку компонентов в ОЭЗ нет, но резидент может выбрать способ оплаты — за единицу компонента «на входе» либо за неё же, но уже после продажи готовой продукции, в соответствующем пересчёте. То есть, второй способ – просто отсрочка платежа, неудивительно, что именно его выбрал Lifan.
На торжественном мероприятии выступил вышеупомянутый Му Ган, который, кроме прочего, рассказал о программе разработки и производства электромобилей. Дескать, в 2020 году Lifan станет одним из лидеров этой отрасли, а его электромобили будут заряжаться не более трёх (!!!) минут. Смелое заявление. К сожалению, образец электромобиля, который показали лифановцы в подтверждение этих революционных перспектив, имеет куда как более скромные зарядные параметры.
Тот же Му Ган в октябре 2011 года на пресс-конференции в Чунцине говорил, что через три года у Лифана будет большой кроссовер и кивал на слайд. На слайде было изображение одного из концепт-каров Alfa Romeo…
А потом я покатался на Lifan X50. Это даже не кроссовер, а просто высокий хэтчбек, самая свежая модель для России. Тесная, с унылым дизайном. Но, братцы, она отлично едет! Даже не так: едет она обыкновенно, а вот ощущения водителю даёт очень понятные и даже слегка драйверские. Машину чувствуешь, ею управляешь, она не отвязывает тебя от понимания процесса. Похожие впечатления оставил, помнится, и совсем нелепый Smily: хрень какая-то, но ведь едет!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |


А что, неплохо. Таможенные платежи платить не нужно, налоги не нужно.
Сколько процентов отказывают за такой коммунизм?
кетаёзизация ху*лостана идёт по плану
"Едет" - это хорошо, но заниматься электромобилями глупо - надо сделать что-то с ржавчиной и надежностью 😉
Может купят кого-нибудь, как Geely купил Volvo, и наладят процесс :-*
У них не только бизнес-плана нет. У них вообще нет понимания работы на нашем рынке. Общался я с их топами. Ребята явно в своем мире живут.
Что до Смайли. Очарованный их наивным отношением к бизнесу, покатался я на Смайли. Через 100 м пропала первая. Потом 4 и 3. Потом в конвульсиях начал заходиться мотор. И тут я вернул машину с пробегом всего 44 км, опасаясь взрыва
-- У них не только бизнес-плана нет. У них вообще нет понимания работы на нашем рынке. Общался я с их топами. Ребята явно в своем мире живут.
Среди всех китайцев с точки зрения маркетинга Лифан мне казался наиболее вменямом на нашем рынке. Имея в активе худшие повозки, они умудряются вовремя их на рынок выводить и худо-бедно позиционировать. В результате занимают среди всех китайцев лидирующее положение по объемам продаж.
Похожие впечатления оставил, помнится, и совсем нелепый Smily: хрень какая-то, но ведь едет!
Вы имеете в виду новый Смайли? Потому что старый ужасен. Не едет и рулится как тележка с навозом.