Россия – страна кроссоверов, причем, компактных. Это важное уточнение, потому как даже субкомпактные SUV, на которые возлагались большие надежды еще в середине прошлого года, не продаются сейчас в сколько-нибудь значимых объемах. Иные компании вроде Honda отказались от планов по выводу субкомпактников в Россию – HR-V должен был поступить к дилерам в первом квартале 2015 года. Прошлогодний лидер сегмента Opel Mokka сошел со сцены по известным причинам, а Ford EcoSport после выдающегося старта заметно сник. В ноябре и декабре 2014 года EcoSport разошелся тиражом в 2274 шт., а в первом полугодии 2015 года набрал только 2057 шт.
Для многих брендов компактные кроссоверы – единственная надежда остаться на российском рынке, особенно они важны для импортеров, не локализовавших производство в России. Поклонники Honda кроме CR-V ничего купить не могут. С недавним рестайлингом под капотом модели появился 2,4-литровый мотор с непосредственным впрыском и вариатор, пришедший на смену 5-ступенчатой гидромеханической АКП. Вместе с новшествами взлетела и цена. Пришлось менеджерам предложить даже переднеприводную версию на «механике» – она продается с июля.
На расширение модификаций пошла и Volvo. К сожалению, V40 Cross Country, который теперь доступен даже с двигателями линейки Drive-E, это не помогло: машина продается хуже, чем седан S60. Дилеры перешли на предзаказ, оставив у себя на складе по 1-2 машины. Как продается V40 Cross Country по месяцам? Если в феврале и марте было продано по 93 и 85 машин, то в июне – 12, а в июле – всего 3. По счастью, в строю многолетний «паровозик» российских продаж бренда – XC60. У Subaru тоже имеется палочка-выручалочка в виде Forester. Образцы прошлого года выпуска дилеры успешно «спустили» к лету и в июле стали доступны машины 2016 года выпуска. А вот XV раскупается сильно хуже – машины 2016 года рождения поступят к дилерам только в сентябре.
Вообще, даже мимолетный взгляд на таблицу с итогами продаж первых шести месяцев непременно выхватит несколько примечательных перемещений компактных кроссоверов друг относительно друга. Блистательным кажется взлет Lexus NX, без которого Lexus выглядел бы, мягко говоря бледно. Именно за счет NX вся марка – единственная, если не считать smart и Brilliance с символическими объемами, показала в первом полугодии положительную динамику. Успех омрачил отзыв, под который в середине лета попали 1 153 экземпляра NX 200 (с атмосферным мотором) и 466 «турбированных» NX 200t, реализованных с 3 февраля. Причиной стала «вероятность образования посторонних частиц внутри актуатора антиблокировочной системы тормозов». Из-за чего при экстренном торможении давление в системе может быть нестабильным.
Ожидаемо «взлетел» Mercedes-Benz GLA, первым полноценным месяцем продаж которого стал апрель прошлого года. С того времени по июль 2015 года включительно темпы продаж не падали – во втором квартале 2015 года в месяц продается примерно такое же количество экземпляров, как и год назад. Этим и объясняется набор высоты, который демонстрирует GLA. Еще один премиальный «компактник» – BMW X1, сходящий с конвейера в этом году, сумел прибавить три позиции, хотя объемы у него меньше, чем у Q3 и GLA в два раза. Интересно, что под грохот прощальных фанфар (в этом году в РФ приедет уже новый X1, созданный на переднеприводной платформе) дилеры пускали в продажу заднеприводные версии первого поколения X1, произведенные еще в прошлом году. На официальном русском сайте BMW о них не найти информации уже года полтора. Между тем, детализированная таблица продаж сообщает: из 1087 проданных в первом полугодии BMW X1, 336 пришлись на заднеприводную версию sDrive 18i.
Заметно ослабил свои позиции Nissan Qashqai, потерявший шесть позиций, и причин тут две. Во-первых, постоянно откладывается запуск российской сборки (в конце июня начато только приладочное производство), которая даст 45% локализации (именно столько у X-Trail), а во-вторых, «девчачий» дизайн X-Trail третьего поколения не только не отпугнул прежних владельцев «брутального» второго поколения, но и отобрал часть аудитории нового Qashqai.
Собственно, именно X-Trail может подвинуть с третьей строчки Hyundai ix35, а вот первые две позиции, которые занимают Renault Duster и Toyota RAV4, кажутся незыблемыми…
Компактные кроссоверы в 1 полугодии 2015 г.
№ п/п | Модель | Кол-во, шт. | Кол-во исполнений с 2WD, шт. | Доля исполнений 2WD, % | Доля модели в продажах бренда, % | Изменение позиции относительно 12 месяцев 2014 г. |
1 | Renault Duster | 20 305 | 3884 | 19,1 | 35,6 | не изм. |
2 | Toyota RAV4 | 14 352 | 2881 | 20,0 | 30,5 | не изм. |
3 | Hyundai ix35 | 11 469 | 5413 | 47,2 | 14,4 | не изм. |
4 | Nissan X-Trail | 10 506 | 2139 | 20,4 | 20,8 | +4 |
5 | Kia Sportage | 9834 | 4222 | 42,9 | 12,9 | не изм. |
6 | Mazda CX-5 | 7880 | 3414 | 43,5 | 62,8 | +1 |
7 | Mitsubishi Outlander | 6680 | 697 | 10,4 | 34,5 | -1 |
8 | Mitsubishi ASX | 6646 | 6001 | 90,3 | 33,3 | +2 |
9 | VW Tiguan | 6138 | 2330 | 38,0 | 16,8 | не изм. |
10 | Nissan Qashqai | 5635 | 3411 | 60,5 | 11,1 | -6 |
11 | Lexus NX | 5206 | 809 | 15,5 | 55,1 | +28 |
12 | Skoda Yeti | 3826 | 2865 | 74,6 | 13,6 | +3 |
13 | Lifan X60 | 3315 | 3315 | 100 | 71,6 | -2 |
14 | Subaru Forester | 2325 | — | — | 65,6 | +3 |
15 | Ford Kuga | 2282 | 1272 | 55,7 | 16,7 | -3 |
16 | Audi Q3 | 2222 | 270 | 12,2 | 18,3 | +4 |
17 | Mercedes-Benz GLA | 2203 | 659 | 29,9 | 9,6 | +11 |
18 | Honda CR-V | 2038 | 7 | 0,3 | 89,0 | -5 |
19 | Great Wall H3/H5 | 1974 | — | — | 83,8 | -3 |
20 | Volvo XC60 | 1786 | 45 | 2,5 | 52,6 | +1 |
21 | SsangYong Actyon | 1752 | 807 | 46,0 | 6,4 | -7 |
22 | Suzuki SX4* | 1521 | 620 | 38,2 | 60,5 | не изм. |
23 | Chevrolet Captiva** | 1306 | — | — | 14,5 | -4 |
24 | Geely Emgrand X7 | 1171 | 1171 | 100 | 30,6 | +3 |
25 | Land Rover Range Rover Evoque | 1135 | — | — | 19,8 | +1 |
26 | BMW X1 | 1087 | 336 | 30,9 | 7,8 | +3 |
27 | Subaru XV | 1081 | — | — | 30,5 | -2 |
28 | Suzuki Grand Vitara | 937 | — | — | 40,0 | -10 |
29 | Chery Tiggo 5 | 932 | 703 | 75,4 | 37,4 | +2 |
30 | Land Rover Discovery Sport | 759 | — | — | 13,2 | +9 |
31 | Renault Koleos | 480 | — | — | 0,8 | -1 |
32 | Opel Antara | 462 | — | — | 5,1 | -9 |
33 | Volvo V40 Cross Country | 217 | 187 | — | 6,4 | +1 |
34 | Land Rover Freelander 2 | 185 | — | — | 3,2 | -10 |
35 | Peugoet 3008 | 177 | 177 | 100 | 6,3 | не изм. |
36 | Great Wall H6 | 133 | н.д. | н.д. | 5,6 | не изм. |
36 | Citoroen С4 Aircross | 115 | 50 | 43,5 | 4,1 | -1 |
37 | Acura RDX | 77 | — | — | 23,1 | +2 |
38 | Peugeot 4008 | 70 | — | — | 2,5 | -2 |
39 | Jeep Compass | 44 | — | — | 3,6 | -3 |
* в данные включены оба поколения модели Suzuki SX4
** без учета продаж Chevrolet Niva
*** жирным шрифтом выделены модели премиум-сегмента


Интересная статистика! А не подскажите, где можно посмотреть такие данные по другим моделям российского рынка?