Нравится!

Star и Line Темура Асроровича

Как делают автосигнализации

25 августа 2015 | 10 Комментариев Поделиться с друзьями:

В кабинете Темура Аминджанова, президента фирмы StarLine, стоит небольшой бюст Евгения Чичваркина. Это не прикол, не фронда, не тонкий троллинг всяк сюда входящего.

Это своеобразная благодарность удаче, случившейся с Темуром и его бизнесом в 2006 году. Тогда Аминджанов владел одной из крупнейших в России сетей салонов сотовой связи Ультра, приобретением которой заинтересовалась Евросеть. Заинтересовалась – и приобрела, за очень серьёзную сумму для тогдашнего сотового ритейла. И как только приобрела – рынок мобильных телефонов рухнул. Помните эти знаменитые партии якобы контрабандных телефонов, конфискованных таможней и всплывавших потом по бросовым ценам на рынках и в магазинах? Помните уголовные дела против продавцов сотовых телефонов и Евросети, прежде всего?

Темур Аминджанов

В общем, эпатажный Чичваркин купил почти 300 салонов Ультры в не самое подходящее время. Чего не скажешь о продавце Ультры: ему свезло.

Везло Темуру Асроровичу много раз. И в конце 1980-х, когда его кооператив УльтраСтар начал делать декодеры PAL-Secam для телевизоров, сразу попав «в струю» спроса. И в 1991 году, когда он начал производить простенькие автосигнализации. И потом, когда Темур занимался car audio и стационарными охранными системами – ему всегда удавалось, как в анекдоте, вовремя остановиться. Интуиция такая у человека: как только возникал намёк на отраслевой кризис, Темур успевал выйти из бизнеса – если не с прибылью, то без убытка.

Сейчас фирма УльтраСтар занимается только автомобильными охранными системами под маркой StarLine. Так же называется и одна из компаний: граница между УльтраСтар и StarLine условна, всё это суть одна команда мы говорим Ленин – подразумеваем Партия. И ей, этой команде, продолжает фартить.

Не буду в подробностях рассказывать историю СтарЛайна – её можно найти на сайте. Важно сказать вот о чём: StarLine входит в элитарный клуб создателей автосигнализаций с диалоговой двусторонней связью. Их всего три в России: Magic Systems, Pandora и StarLine. Они были первыми, кто внедрил эту технологию радиообмена около 10 лет тому назад. Они остаются первыми и сейчас, несмотря на то, что свой вариант «диалога» внедрили большинство производителей, поставляющих к нам «сигналки» из Китая или Южной Кореи.

Объясню для непосвящённых: диалоговый радиообмен между пультом управления и «сигналкой» происходит так: с брелочка подаётся команда, автомобиль её принимает, но исполнять не торопится. А торопится переспросить брелок – ты и вправду подавал мне команду? Если в ответном импульсе брелок соглашается, то система «берёт под козырёк».

Имитировать такой диалог почти невозможно – он зашифрован (применяются индивидуальные ключи шифрования с разрядностью до 256 бит). Соответственно, вскрыть «сигналку» по радиоканалу тоже почти нереально. Время от времени появляются робкие сообщения о создании устройств для взлома диалогового кода, но на практике никто их работу пока не продемонстрировал.

Но мы живём в 15 году 21-го века. Сейчас автосигнализации с прямым радиоуправлением постепенно вытесняются более совершенными устройствами, в которых элементом управления становится смартфон. StarLine тоже работает в этом направлении. Так что дифирамбы диалоговому коду справедливы, но уже не слишком актуальны. Настала эпоха конвергенции телекоммуникаций и автоэлектроники.

«Старлайновская» концепция Телематика 3.0 ещё не полностью реализована «в железе», но основные её принципы уже проявлены в системах 6-го поколения (по внутрифирменной классификации).

Главное – управление посредством смартфона, через специальное приложение. Впрочем, не только смартфона, а целого спектра гаджетов на Android или iOS. Это могут быть смарт-часы, планшеты и даже ноутбуки, если захочется. Главное, чтобы у них был выход в интернет. Как минимум – через канал сотовой связи. Но это тоже неоригинальная опция, интереснее то, что «старлайновцы» использовали Bluetooth smart для прямого управления сигнализацией, без внешних посредников в виде сотовых сетей. Bluetooth smart (он же Bluetooth от 4.0 и далее) – принципиально иной вид ближней радиосвязи, чем даже Bluetooth 3.0. У него другая аппаратная платформа, «заточенная» для долговременной работы от маломощных источников питания  – датчиков, меток. Благодаря низкому энергопотреблению модуль Bluetooth smart можно держать в смартфоне постоянно включённым, на ёмкости аккумулятора это почти не скажется. Первым в мобильные гаджеты Bluetooth smart стал устанавливать Apple (в 2011 году), сейчас подтянулись и другие «гранды».

Смартфон, оборудованный Bluetooth smart может стать «меткой», которая автоматически снимет с охраны автомобиль при приближении владельца. Либо, если автоматика не требуется, позволит отключить охрану введением специального кода через мобильное приложение. Есть ещё вариант: отдельная метка, не связанная со смартфоном и вообще с чем-либо. Она тоже генерирует сигнал  на снятие/постановку, реализуя режим «свободные руки».  Метка предусмотрена на случай отсутствия у владельца гаджета с Bluetooth smart.

Через Bluetooth smart можно бесконтактно настраивать систему и заливать новые прошивки. Теоретически это можно делать и через GSM, но там приходится платить за трафик и мириться с низкой скоростью соединения. Для настройки, теперь уже контактной, можно использовать и мастер-брелок, подключаемый по USB. Он выступает просто переносчиком данных, своеобразной флешкой, а сами настройки конфигурируются предварительно, на компьютере.

Ещё интересная сервисно-телематическая возможность – подключение к диагностическому разъёму и считывание по OBD-2 кодов ошибок. Небанальность этого режима заключается в том, что данные автоматически отправляются на сервер конкретного автодилера, где проблему анализируют специалисты. И звонят владельцу автомобиля с приглашением посетить сервис. УльтраСтар сейчас выстраивает соответствующую инфраструктуру: заключает договоры с дилерами, объясняя, что это дополнительный способ привлечения клиента. Соответственно, для автовладельца такой сервис бесплатен. Параллельно владелец получает коды ошибок, их расшифровку и информацию о параметрах движения на собственный смартфон, становящийся, таким образом, маршрутным компьютером.

Ещё более перспективная задумка – интеграция охраны и «умного» страхования. Аппаратная возможность собирать данные о манере вождения у СтарЛайнов есть заведомо, ведь акселерометр там присутствует. Имеется и GSM-модем для передачи данных страховщику. Последнему сбор информации посредством интегрированного устройства даже выгоднее, так как охранную систему быстро не отключишь. И не надо тратиться на внешние «коробочки», подключаемые к аккумулятору, которые, к тому же, заметно разряжают батарею при простое автомобиля. Мониторинг автомобиля доступен и владельцу через личный кабинет на сайте. Так же, как и в случае угона.

Это, конечно, уже не совсем охранные функции. Точнее, совсем не охранные. Но такова тенденция развития car security, сервисная модель начинает конкурировать с профильной. Вероятнее всего, дополнительные функции со временем станут вообще основными, они более осязаемы, наглядны и понятны пользователю. В других странах отрасль car security вообще деградирует: современный человек перестал привязываться к автомобилю, а финансовые потери компенсирует страховка. Поэтому, как ни парадоксально, российские разработчики сейчас находятся в авангарде мирового прогресса в деле защиты автомобиля. Даже в производственной ипостаси, что уж совсем неожиданно.

Массовое производство «сигналок» УльтраСтар начинал, как и все – с размещения заказов на Тайване и в Китае. Несколько лет тому назад под Питером, в Янино, фирма купила площадку и организовала там тестирование и упаковку систем, пришедших от подрядчиков в виде набора компонентов – плат, жгутов. Небольшой – но шаг к локализации. А в прошлом году в Питере запустили цех по полноценному производству электроники. Это фактически завод, только компактный. Им гордятся, сюда даже водят экскурсии.

Начинается завод с антистатического прохода.

Всяк входящий становится на специальную заземлительную площадку…

… а ладони прикладывает к специальной панельке – снимает «статику».

Даже халаты у работников имеют вшитые углеродные волокна, снижающие уровень статического электричества, так сказать, в реальном времени.

После турникета начинается царство стерильности.

Поддерживаются температура в диапазоне 22–24 градуса, влажность и уровень пыли. С воздухом работает большая климатическая установка, способная не только фильтровать, но и увлажнять, и подогревать воздух. В помещение подготовленный воздух подаётся через забавные текстильные воздуховоды, которые, кроме прочего, ещё и не шумят почти.

Автоматизированная линия, на первый взгляд, довольно обыкновенна, чтоб не сказать заурядна. Но специалист увидит, что почти всё оборудование тут – самого последнего поколения, некоторые станки вообще в России пока никем более не закупались.

Линия способна выдавать полтора миллиона автосигнализаций в год. Что примерно соответствует половине всего российского рынка таких устройств. Для обслуживания требуется всего четыре оператора.

Многослойные печатные платы (они пока приходят от внешнего поставщика) изначально объединены в заготовки по нескольку штук. Так они и идут по линии, оптом.

Технологический процесс стандартен. Заготовки автоматически подаются в сканер, который по штрих-коду определяет тип изделия и то, что с ним надо сделать.

Переналадка под конкретную модель автосигнализации тоже происходит автоматически. А для контроля есть ручные сканеры.

Потом платы прокатывают через липкую ленту, на которой остаются все возможные загрязнения.

Дальше платы поступают на трафаретный принтер Panasonic.

В принтер заложен трафарет, отверстия в котором чётко совпадают с контактными площадками на плате. На трафарет наносится паяльная паста и с помощью хитрых микроножей немного размазывается по месту.

Теперь надо сделать фотографии платы аж с восьми ракурсов, чтобы создать 3D-модель, которую компьютер сравнит с «идеальным образом» из конструкторской документации. Так контролируется качество нанесения паяльной пасты – по высоте и равномерности каждого «бугорка».

Можно поймать отклонение в 50 микрон при допуске в 1–2 мм.

Установку деталек (или электронных компонентов, кому как привычнее) на плату тоже делает робот: специальная головка снимает компоненты с катушек и ставит их на нужные места.

Каждый «автомат» (а их тут три) способен установить 70 000 компонентов в час.

На специальный монитор выводится вся нужная для контроля информация, например время, в которое закончится тот или иной компонент.

Теперь – в печь!

Необходимо расплавить паяльную пасту, чтобы детали припаялись. Японская конвейерная печь – это 10 последовательных термических зон. В каждой зоне температура выдерживается с точностью до 2 градусов. Такая точность позволяет прогреть припой должным образом и исключить холодную пайку (непрогрев). Плата едет по печке 5 минут.

Контролировать параметры можно с монитора.

Пиковая температура пайки – 235 градусов. Горячий воздух изнутри печки фильтруется и только потом выводится наружу.

После выхода платы из печки – очередная 3D-проверка. В день отбраковывается до 10 плат. Но они не выкидываются, а дорабатываются вручную.

Собранные платы направляют в… посудомоечную машину! Там в специальном растворе их промывают, удаляя все лишние следы пайки.

Моют не все изделия, а только те, детали которых допускают такую процедуру.

Бывают продукты, в которых оптический контроль в некоторых местах монтажа невозможен, например, из-за специфического расположения проводников. Такие вещи проверяют на рентгеновской установке.

Рентген просвечивает корпус и визуализирует качество пайки.

В конце линии – участок резки плат (если помните, на одной заготовке их несколько). Резку вынесли в отдельное помещение, чтоб пыль не летела на основную линию.

Потом разделённые платы поступают на программирование, и – вуаля – изделие готово к упаковке.

Теперь заглянем к разработчикам.

Три года назад я уже был в Старлайне, тогда они только ремонтировали здание, производства тут ещё не было. Но инженеры оснащены были по высшему разряду. Теперь к «высшему разряду» добавилась компактная климатическая камера (до минус 60 градусов). Там изделия тестируются автоматически, с направлением отчёта в компьютер. Иногда платы гоняют в «климатике» неделями…

Прикольный станочек для проверки брелоков управления на ресурс.

А вот и платы перспективных «сигналок».

Кнопка управления у них будет подсвечена голубым.

Вообще тут уютно работается.

Есть у Старлайна ещё один завод, в пригороде. Там сейчас упаковывают продукцию и делают кое-что по программированию. Отсюда же товар расходится по оптовикам. Среди которых – дилеры многих автопроизводителей, сертифицировавших Старлайны для установки в своих сервисных центрах. Увы, поставками на автозаводы Старлайн не занимается, для этого нужно делать системы по техзаданию самого производителя. А оно, как правило, направлено не на защиту автомобиля от угона. А на перестраховку: по стандарту положено, но лишь бы с сигнализацией ничего не случилось, лишь бы не ломалась.

Я Темура Аминджанова знаю давно, лет уже 15. Ему всегда везло. Вот как сейчас – не знаю. Он построил по меркам индустрии car security крупное промышленное предприятие, очень современное и производительное. Но загрузит ли он его, чтобы окупить в какие-то вменяемые сроки?

Сейчас Старлайн – первый на рынке, у него больше половины всех продаж. Но рынок стремительно падает как по сигналкам, так и по автомобилям. А пресловутое импортозамещение в электронной промышленности – недостижимый идеал, компоненты всё равно закупаются в Китае, у нас эта индустрия совершенно не развита. Темур говорит так: «Мы завод построили. А вот нужен ли он стране, пусть решает страна».

Пафосно, да.

Но таков Темур Асрорович.

Нравится(11)Не нравится(2)
Поделиться с друзьями:
Дополнительные материалы


КОММЕНТАРИИ ( 10 )

  1. Не знаю, исправились ли они, но на их сигнализациях, на брелке очень непрочное стеклышко. Трескается у очень многих, в том числе и у меня. На функционале не отражается, но все равно неприятно.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  2. Пускай мне господин Асрорович, пожалуйста, скажет почему на моём StarLine A61 батарейка садится каждый месяц!!!

    Нравится(0)Не нравится(4)
  3. Евгений Ширяев 26 августа 2015 16:52

    Хех, я тоже "счастливый" обладатель StarLine, модели A91. Треснувший корпус, два месяца жизни от батарейки, лёгкое отключение датчиков удара случайным нажатием одной кнопки, ужасно неудобный режим активации автозапуска, не позволяющий произвольно глушить и заводить машину - всё это с головой выдаёт отечественного производителя. Второй раз не куплю, спасибо.

    Нравится(0)Не нравится(0)
    • Классная статья! Всё очень интересно, понятно и доступно. Сергей пишите ещё!!!
      P.S. А что у Тимура Асроровича с гражданской позицией?? Книги на его столе очень правильные...

      Нравится(1)Не нравится(0)
    • а у каких диалоговых сигнализаций с этим лучше?

      Нравится(0)Не нравится(0)
    • Здравствуйте! По поводу брелока: обратитесь в наш сервисный центр. Адреса и телефоны ближайшего к Вам СЦ можно найти на нашем сайте: http://ultrastar.ru/1639 Алгоритм активации автозапуска "1+3" сделан специально для защиты от случайной активации :) Если у Вас есть какие-то вопросы по системам StarLine, можете адресовать их в нашу круглосуточную службу технической поддержки:

      8-800-333-80-30 Россия
      8-10-8000-333-80-30 Белоруссия
      8-800-070-80-30 Казахстан
      0-800-502-308 Украина

      Звонок бесплатный! Так же для вопросов и отзывов у нас организован специальный форум: http://support.starline.ru/ Всегда рады любым отзывам и пожеланиям - они помогают нам совершенствоваться :)

      Нравится(0)Не нравится(0)
  4. В заголовке Тимур в статье Темур... Кто же он?

    Нравится(1)Не нравится(0)
  5. Вот таких компаний много. И вот тот же самый Роснано уже давно бы построил завод для производства элементной базы.

    Нравится(0)Не нравится(0)

Войти на сайт через форму или через аккаунт социальных сетей
Для того, чтобы оставить комментарий, вы можете заполнить форму добавления комментариев ниже, либо использовать свой аккаунт в популярных социальных сетях. Авторизовываясь на сайте, вы избавляете себя от необходимости при каждом новом комментарии вводить е-мейл для получения уведомлений об ответах на ваши комментарии. А целенаправленная регистрация поможет вам оставаться "узнаваемым" при каждом последующем входе.