3 сентября в Пекине между генеральным директором КамАЗа Сергеем Когогиным и председателем совета директоров Hawtai Motor Чжанг Сю Ген подписано рамочное соглашение о создании совместного предприятия по производству и продажам грузовиков КамАЗ в Китае и легковых автомобилей Hawtai в России.
Производство легковых автомобилей Hawtai в России планируют организовать на площадях КамАЗа, в то же время под производство российских грузовиков в Китае планируют построить новый завод в городе Тяньцзинь. Продажи партнеры рассчитывают вести через торговые сети друг друга.
Как сообщает пресс-служба КамАЗа, цель компании – продавать до 50 тыс. тяжёлых грузовиков в год на китайском рынке. Hawtai же рассчитывает занять определённую долю российского рынка легковых автомобилей. Пресс-служба КамАЗа не уточняет, когда начнётся реализация проектов, в каких количествах партнёры планируют выпускать машины и каким будет объём взаимных инвестиций.
КамАЗ уже работал на китайском рынке – с относительным успехом. В 80-е автопроизводитель поставил в Поднебесную в совокупности 50 тыс. грузовиков. Но в начале 90-х компания покинула Китай: с одной стороны, сам КамАЗ в то время был на грани выживания, с другой – китайский рынок начал стремительно меняться под влиянием драконовских пошлин на готовые импортные автомобили, которые были введены властями для стимулирования развития местного автопрома.
После того, как КамАЗ начал приходить в себя, в начале 2000-х он создал два совместных предприятия с китайскими компаниями, которые должны были наладить выпуск российских грузовиков для рынка Китая. Однако до этого не дошло – предприятие «Тяньшань-КамАЗ» прекратило своё существование в 2005 году, а «Муданьцзян-КамАЗ» – годом позже.
И вот теперь ещё одна попытка, которая уже дошла аж до стадии рамочного соглашения с конкретной компанией. Дойдёт ли она до стадии реализации, сейчас сказать трудно. За последний год между российскими и китайскими компаниями было заявлено множество крупных проектов, но все они пока выглядят больше политическими жестами – не хватает конкретики.
Добавим, что компания Hawtai тоже долго стремилась на российский рынок, в прошлом году на заводе Дервейс в Карачаево-Черкесии была организована мелкосерийная контрактная сборка кроссоверов Hawtai/HTM Boliger из китайских машинокомплектов. По состоянию на сентябрь 2015 года, эти машины предлагают лишь в четырёх городах России, причем ни Москва, ни Санкт-Петербург в их число не входят. Один из двух дилеров Hawtai в Краснодаре нам рассказал, что внедорожники Boliger в наличии есть, но выпущены они были ещё в 2014 году.


кетаёзные самосвалы, глянув на 20 тонник камаза - заржали в голос )))