IV Международный форум Автоэволюция, устроенный в Калуге газетой Ведомости, начался с конфуза: первый вице-президент и исполнительный директор Ford-Sollers Адиль Ширинов не смог попасть на моторный завод VW, открытый на прошлой неделе, хотя заранее записался на экскурсию. Еще двое самых ожидаемых спикеров – Бу Андерссон, президент АвтоВАЗа, и Денис Петрунин, вице-президент по продажам и маркетингу, в последний момент отказались от участия в мероприятии. Организаторы решили не перепечатывать информационный буклет. Часть зарегистрировавшихся журналистов тоже не приехала, что можно списать на отмену трансфера.
Тон задал замминистра промышленности и торговли Александр Морозов, который признал, что государство в условиях кризиса зарабатывает на программах господдержки. Сумма выплат по программам обновления автопарка, льготного лизинга и льготного кредитования с 2015 по 2018 составит 31,6 млрд руб., при том что расчётные поступления в бюджет только в 2015 году находятся на уровне 56,7 млрд руб. (уже поступило 50 млрд). Кроме того, г-н Морозов коснулся отмены таможенных пошлин на комплектующие, ввозимые в РФ для производства машин, которые затем будут экспортированы. Замминистра сообщил, что многие автопроизводители уже пользуются этим, однако согласился с наличием трудностей в использовании этого режима. Трудности, по мнению г-на Морозова, кроются во взаимодействии компаний с местными таможенными органами.
Валерий Драганов, президент Авторор холдинг, с сожалением отметил, что его предприятие участвует только в одной программе господдержки – по компенсации утилизационного сбора, и вообще, «живет в тревожном ожидании 2016 года». Напомним, что в апреле 2016 года для предприятий Калининградской области будут отменены льготы на вывоз продукции в страны Таможенного союза, изготовленной с применением ввезенных из-за рубежа компонентов. Между тем опасения г-на Драганова представляются не вполне обоснованными, поскольку ещё в декабре 2014 года Правительство РФ утвердило «меры по субсидированию калининградских предприятий после отмены таможенных льгот в 2016 году».
Кроме того, Валерий Драганов назвал уход GM из Калининграда «помпезным и скандальным», но заверил, что потерянные объёмы по сборке будут вскоре возмещены. К сожалению, президент Автотора не назвал потенциальных партнёров, но заверил, что «работа идёт». Также г-н Драганов отметил, что именно реализация соглашения №166 о промсборке привела к тому, что 78% автомобилей, продаваемых в нашей стране, выпускаются на российских предприятиях.
Тема ухода GM была поддержана Андреем Петренко, вице-президентом РОАД (Ассоциация Российские Автомобильные Дилеры), который сказал, что более 350 дилерских центров оказались на грани банкротства. По мнению г-на Петренко, нужно было раньше обращать внимание на то, что деятельность GM не подразумевает повышение степени локализации и принять меры. Убытки, по словам г-на Петренко, колоссальны: вложения в создание одного дилерского центра составляют около $3 млн плюс $1 млн на склад запчастей. В среднем в одном ДЦ работает около 100 человек, и, по расчетам Андрея, получается, что после опустошения склада автомобилей Opel и Chevrolet на улице окажутся 35 тыс. человек. Вице-президент РОАД считает, что нужно разработать такие законодательные нормы, при которых импортёру будет невыгодно покидать рынок.
Сергей Целиков, генеральный директор агентства Автостат, рассказал, что экспорт в страны СНГ (основными направлениями была Белоруссия и Казахстан), который определял большое расхождение данных продаж, предоставляемых Ассоциацией Европейского Бизнеса (отгруженные автомобили) и данных о постановке на учёт, резко сократился. Снижение «казахского» спроса он объяснил падением местной валюты, а маленький рынок Белоруссии «уже насытился автомобилями».
Геннадий Павлов, директор Чери Автомобили Рус, сказал, что локализовывать производство при таких малых объёмах очень трудно. Действительно, за первые семь месяцев 2015 года дилеры Chery реализовали лишь 2932 автомобиля, что на 70% меньше, чем за тот же период 2014 года. Именно падение спроса и стало главным тормозом по повышению локализации, при том что г-н Павлов ещё в августе прошлого года «видел пути» достижения локализации собираемых в России Chery до 50%. Нынешний уровень локализации собираемых на Дервейсе» Tiggo 5 и Bonus 3 составляет 25–27%, но эти проценты посчитаны не по официальной методике Минпромторга, а каким-то другим методом.
Оптимистичным сценарием участники Автоэволюции считают падение рынка легковых автомобилей по итогам нынешнего года на уровне 20%, в следующем – на уровне 10% от объёмов 2015 года. Между тем даже «завышенные» данные АЕБ говорят о том, что падение в нынешнем году будет существенно большим.


Нет комментариев