— Представительство Chery в России – это ведь полностью китайская компания, да, а Геннадий Павлов там наёмный менеджер?
— У нас вообще официально не представительство, а торговая компания. Российская, но со стопроцентным иностранным участием. Все вопросы по Chery в России решаем мы, это определяется положениями, техническим регламентом, одобрениями типа и всем остальным.
— Я уточнил это для того, чтобы узнать: кто определяет модельный ряд для России?
— Вместе решаем. Есть предпосылки вывода на территорию РФ, есть некоторые модели, которые чисто технически не могут пройти. В Китае требования техрегламента другие, какие-то модели выпускаются только для внутреннего рынка. И экологические требования там свои, хотя и почти повторяют Евро-5.
— Китайский техрегламент сильно отличается от европейского?
— Сильно, но машины, которые идут в РФ, на 100% соответствуют европейским требованиям. Даже немножко больше, потому что некоторых российских требований в Европе нет.
— При сертификации в Дмитрове бьёте машины или засчитываете результаты китайского сертификационого краш-теста?
— Если модель производятся в России, то бьем. Если экспортируем, то нет. Сейчас в Китае полно центров сертификации, которые имеют аккредитацию от европейских коллег. Там применяются те же самые европейские тесты.
— Сейчас в Китае очередной всплеск господдержки экспорта. Много ли Chery удается компенсировать за счет продаж в России?
— Я не вижу этой поддержки, вообще. Это только разговоры в пользу бедных. Даже будучи госкомпанией Chery не получает существенных преференций.
— А кто платил за организацию производства Chery в Черкесске?
— Мы и платили, российское представительство. Поставили на Дервейс сварочное оборудование, но оно осталось нашим, завод им пользуется как арендатор. Ещё про сертификацию не забывайте. С теми же краш-тестами – затратное удовольствие.
— За последний год вы не поднимали цены настолько, насколько упал рубль…
— По оценке Автосатата наши цены выросли 21-26%. Как вёл себя рубль по отношению к доллару, известно. Можно посчитать, насколько упала эффективность бизнеса в стоимостном выражении.
— Вообще есть какая-то прибыль с нынешним прайс-листом или работаете только для того, чтоб остаться на рынке?
— Прибыль есть, у нас оставался серьезный запас автомобилей по старой цене, оплаченных. Поэтому мы можем себе позволить не поднимать цены на 60%, как сделали некоторые известные бренды. Хотя к этому идет.
Задача в том, чтобы компания была безубыточной. Сейчас никто не говорит о прибылях и высокой маржинальности. Текущий склад и поступающие новые автомобили дают некий средний уровень цен, который мы сейчас и держим.
— Из этой сложной формулировки я понимаю, что вы на грани рентабельности, но всё равно чуть-чуть в плюсе?
— Да.
— Некоторые другие китайские бренды в России постоянно переписывают прайс-листы на конкретные модели таким образом, чтобы конкурентов выбить с рынка. Поднять продажи, пусть даже и в убыток.
— Краткосрочная перспектива.
— Вы не играете в такие игры принципиально? Или играете, но проигрываете?
— Не играем. И ценовых войн ни с кем не ведём. У нас нормально кроссоверы покупают, 60% от всех продаж Chery в России. Ещё приличную долю занимает твой любимый Bonus 3.
А Arrizo мы сами лимитируем.
Ценовые войны оправданы, если есть хорошие ресурсы для этих войн. У Chery их нет, китайцы не будут поддерживать вливаниями убыточность продаж.
— Хотите сказать, что (тут следует название ближайшего китайского конкурента — авт.) держит старые цены за счёт накопленных ресурсов российского представительства?
— Разумеется. И эти ресурсы скоро кончатся. Судя по продажам, «подушка безопасности» у них не очень большая.
— Корейцы?
— Да. Я тут недавно участвовал в одной встрече… Короче, вот оценка эксперта высокого уровня: все бренды сейчас продают в минус.
— А какой у Chery минимальный объём, при котором она останется в России? Каков порог рентабельности?
— Такой цифры у Chery нет, даже в долгосрочном планировании. Когда началась ситуация с волатильностью рубля, то все планирование на 2015 год во многих отраслях было только на квартал. Наш план — это не догма, он меняется в зависимости от ситуации. Сейчас просто нестабильная ситуация.
— Какой результат будет к концу года?
— Около 6 тысяч.
— А на 2016 год свёрстан план?
— Там примерно столько же будет.
— При этом цены будут подниматься?
— Да, вслед за рынком.
— Со следующего года становится обязательной ESP, с 2017 года – ЭРА-ГЛОНАСС…
— Готовимся. По ЭРЕ-ГЛОНАСС есть несколько вариантов, наиболее вероятный – от одной китайской компании, которая активно работает в России. Мы уже разбили в Дмитрове одну машину с Эрой, Bonus 3.
— Почему вы отказались от участия в московском Автосалоне-2016?
— Политика Крокуса выходит за рамки логики. И нет, если честно, большой отдачи от этой выставки.
— Если вы не заморозили план вывода новых моделей, то что будет ближайшей новинкой?
— Tiggo 3. Презентация в России состоится в июле.
По сравнению с той машиной, что показали в Пекине в прошлом году, это будет доработанная версия, там добавился новый двигатель. Очень хорошо поработали над подвеской, шумами и вибрациями. И салон там новый, не как у Tiggo FL.
— FL уйдет с рынка?
— Да.
— Сейчас на Derways официально вы производите две модели — Tiggo 5 и Bonus 3. Но там ещё собирали машинокомплекты Tiggo FL, перевезённые с ТагАЗа. Что это за история с автомобилями, принадлежащими Сбербанку?
По машинам для ЮАГ у нас есть разграничение ответственности: гарантию на компоненты даёт Chery, а на сварку и окраску — Дервейс и ЮАГ.
— Tiggo 3 тоже на Дервейсе будут производить?
— Вопрос открытый. Мы знаем про проблемы завода, но его владельцы оптимистично смотрят в будущее. Строят площадку в Ставрополе. Приобрели Химэкс ради соглашения о промсборке…
— …действие которого заканчивается в 2016 году. Зачем оно, если даже по старым правилам не выдать нужного процента локализации? Чтобы сейчас получить льготы, а через год платить штрафы?
— Вопрос сложный и переговорный. Если они смогут найти решения с правительством, то почему не воспользоваться соглашением?
— Есть ли запасной план по производству в России на случай банкротства Дервейса?
— Пока этот сценарий не рассматриваем. Площадок подходящих много, но есть решение совета директоров: работаем с Дервейсом. Chery с 2008 года думает о постройке собственного завода, но тогда это не получилось из-за кризиса, потом, в 2010-2011 годах к этой идее вернулись. Хотели возобновить работу с ТагАЗом, но с 2012 года он встал окончательно.
— Губернатор Ростовской области несколько раз говорил, что Hawtai и Chery хотели купить ТагАЗ. Это правда? Рассматривалась такая идея?
— Там ситуация по активам очень непонятна. Всё очень умело распределено бывшим собственником. Есть заинтересованные компании, которые занимаются этим вопросом, банки-кредиторы.
— С ними можно вести переговоры о консолидации всех структур ТагАЗа в один актив?
— Вопрос в том, кому и зачем это надо. Завод не работает 4 года, кроме морального старения, идет старение физическое – зданий, сооружений, сетей и много чего. Восстановление может оказаться дороже нового строительства. Там клубок таких проблем, что простым способом их не решить. У банков гораздо больше ресурсов, чем у нас, чего нам встревать? Но за процессом мы следим.
— К Автотору возвращаться не будете? Или там отношения испорчены навсегда?
— Какие модели планируете привезти в 2017 году, после Tiggo 3?
— Помните, на Пекинском автосалоне 2014 года показывали концепт кроссовера Beta?
Вот он может к 2017 году стать серийной машиной, в том или ином виде.
— А что с Qoros? Есть шансы вывода на российский рынок?
— Шансы есть, планов нет. Да, были слухи про 2016 год, но реальных подтверждений им нет. Вообще, Chery и Qoros — две юридически разные компании, с разными стратегиями, политиками и т.д. Chery — один из акционеров Qoros, очень много технологических новаций Qoros доходит и до моделей Chery, идет реальный обмен знаниями и данными. Известно, что Qoros 3 получил приз за лучшую безопасность по версии EuroNCAP. Так что разработки во многом совместные, но стратегия продаж и развития у каждого своя. Qoros сейчас занят больше усилением позиций на внутреннем рынке.
Решение о выходе на российский рынок остается за Qoros. У нас есть опыт, сеть дилеров, поддержка. Но если Qoros решит строить свою дилерскую сеть, мы им запретить не сможем.
— Вроде у нас дрянь в экономике, а Lifan и Haval заявляют о строительстве своих заводов. Как вам кажется, это переоценка собственных возможностей и возможностей рынка или это такое стратегической видение?
— Lifan и Haval — это две очень разных структуры, с разными возможностями. В одном случае может быть переоценка возможностей, в другом — уверенное шагание, стратегическая поступь. Great Wall/Haval чувствует себя вполне устойчиво на внутреннем рынке и имеет хорошие результаты. И они не играют в ценовые войны. Я думаю, даже с их нынешними ценами они выйдут на какой-то значимый объём продаж в России.
— Про журналистов спрошу… У вас есть свой «черный список»?
— Если бы он был, то мы бы сейчас не разговаривали, это совершенно точно.
— А «белые списки»? Я на мероприятиях Chery часто наблюдаю журналистов даже не второго, а пятого-десятого эшелонов СМИ, они постоянно у вас тусуются. Коммерческий «выхлоп» от их творчества явно стремится к нулю, но вы их стабильно приглашаете. Это благодарность за «правильные» публикации?
— Да нет такого! И, потом, если это пятый-десятый эшелоны журналистики, то уже всё равно, какая получилась публикация.
— Отслеживаете тональность публикаций?
— Есть TNS, который делает это за нас.
— Китайцы интересуются мнением российских СМИ? Переводите им статьи?
— Интересуются, переводим. Не всё, конечно, избирательно. Они воспринимают критику конструктивно, как данность, но пока объёмы бизнеса на российском рынке и внутреннем рынках несопоставимы и те пожелания, которые мы формулируем, в большой степени не исполняются. Они говорят нам: если будете продавать столько-то машин, тогда сделаем вот это вот. А так, в принципе, со временем меняются и взгляд, и отношение. Если в начале работы здесь было очень сложно объяснить, почему нам нужен темный салон, а не белый или жёлтый, то сейчас это вопросов не вызывает.
— Отслеживаете интернет, блоги, форумы? Вам интересно, что там пишут?
— Мы работаем в соцсетях, выкладываем, объясняем, рассказываем. А вот в полемику стараемся не вступать. Потому что есть люди, изначально настроенные против Chery и их не переубедишь. А делать шумиху… Больше базара будет.
— Интернет для вас — лояльная аудитория?
— В большей степени лояльны наши потребители. Те, кто однажды купил Chery, они и дальше продолжают покупать Chery.
— Шутите? Уже сформировалась привязка к марке?
— Не шучу.
Опасения по поводу вариаторов тоже не оправдываются. У нас есть пробеги по 150 000 км.
— С точки зрения всего медийного пространства, какая модель у Chery самая лучшая и самая беспроблемная?
— Tiggo 5.
— Разделяете это мнение?
— Мне больше нравится Arrizo 7. Интеллигентный автомобильчик.


В сентябре Chery продала в России меньше машин, чем Porsche. Офигенно актуальное интервью.
"Персицкий не брезговал черновой работой"?
"Персицкий не брезговал черновой работой" - это о чем?