Приказ о закрытии опытно-промышленного производства ВАЗа уже подписан, решения по двум другим «дочкам» завода готовятся; ожидается, что соответствующие распоряжения будут документально оформлены в течении 5-6 дней.
Согласно документам, работа ОПП останавливается полностью, работников (их там около 800 человек) переводят на соответствующие ВАЗовские производства – штамповщиков на штамповку, сборщиков на сборку. Сокращений не предусматривается. С инженерами и руководящим составом, работающими в ОПП, как сказал компетентный источник, «будут разбираться индивидуально».
Как мы уже писали, сборка модели 2131 (длиннобазная Лада 4х4) переводится на третью нитку главного конвейера, туда, где собирали Приору. Которую, судя по последним решениям оставят только в варианте «лоу-кост», существенно снизив объём производства. Соответственно, конвейер останется недозагруженным. Это главное и единственное обоснование переноса 2131, де-факто убивающее ОПП как отдельную производственную единицу. Ибо закрывается и экспериментальное производство, расположенное на территории ОПП. Где теперь будут делать предсерийные варианты новых моделей – непонятно. «Эксперименталка» построена совсем недавно, под проекты Веста и ХRAY, она оснащена по самому последнему слову инженерной мысли, в неё вбуханы колоссальные средства.
На ту же «приоровскую» ветку конвейера переносят и сборку коммерческих автомобилей с ВИС-Авто, полурамную Гранту-пикап (ВИС-234900) в различных модификациях.
Логичнее было бы перенести Гранту-пикап на 5 нитку конвейера, где делают, Калины, Гранты и Datsun. Но это серьёзно затормозит его работу, так как на мелкие серии он вовсе не рассчитан. А вот изготовление на «приоровском» конвейере коммерческих модификаций длиннобазной Лады 4х4 (ВИС-234610) выглядит логичным.
Делать индивидуальные надстройки в условиях ВАЗовского конвейера невозможно, поэтому, вероятно, ВИС-Авто продолжит своё существование как «ателье индпошива», которое будет собирать эксклюзивные автомобили типа полицейских или пожарных. А так же вездеходов Бронто.
Однако по мнению одного из топ-менеджеров ВАЗа, это вряд ли окупит существование ВИС-Авто и можно ожидать полного закрытия фирмы.
Масштаб ВИС-Авто скромнее, чем ОПП, даже в лучшие годы объём выпуска не превышал 5000 автомобилей. По итогам 2015 года их будет сделано около тысячи (коммерческие автомобили).
Самая успешная в коммерческом плане «дочка» ВАЗа – Лада Спорт, практически вышедшая на запланированный объём выпуска (в этом году сделают 3800 автомобилей). Лада Спорт, в отличие от ОПП и ВИС-Авто, вносит значительные изменения в агрегаты базового автомобиля – двигатель, трансмиссию, подвеску (51 оригинальная позиция).
А это не входит ни в какие планы. Поэтому Лада Спорт хотя бы в первые месяцы останется как производитель и поставщик оригинальных комплектующих.
Ныне в Ладе Спорт работает 220 человек, из которых примерно половина не имеет желания переходить на более тяжёлую работу в ВАЗовское СКП.
Есть ещё одна проблема: у Гранты Спорт и Калины Спорт нет сертификата под Евро-5, обязательного для всех новых автомобилей со следующего года. Процедура сертификационных испытаний запущена, но ВАЗовцы не успели провести ходовые испытания до первого снега. Поэтому часть измерений (в частности, по уровню шума) будет сделана не на Дмитровском автополигоне, а в Сочи. Новое ОТТС планируют получить в последних числах декабря.
Неясно, что будет с новыми моделями, которые планировалось собирать в рамках Лады Спорт. Уже началась работа по проектированию спортивной модификации Весты, возможно, их даже будет более одной. Однако, логистика по Весте Спорт получается избыточно громоздкой (из Тольятти компоненты везут в Ижевск для сборки Весты, а из Ижевска надо поставить недособранные машины обратно в Тольятти), поэтому не исключено, что Веста Спорт (если она вообще появится), будет целиком ижевского производства.
Неизвестно, сохранит ли ВАЗ свои спортивные проекты, включая WTCC, по ним никаких распоряжений пока нет.
Официально сроки всех вышеперечисленных переездов ещё не названы. Но источник, близкий к Бу Андерссону, сказал в приватной беседе: велено постараться всё сделать за «каникулы», то есть до 18 января 2016. И сам же признал, что это нереально. Более-менее правдоподобный срок – конец февраля.
Экономический эффект от этой затеи толком не просчитан. Наши собеседники на ВАЗе вообще сомневаются в наличии такого эффекта. Дело в том, что «дочки» ВАЗа – предприятия рентабельные, в отличие от самого ВАЗа. Они работают «в плюс», а Лада Спорт даже показывает неплохую динамику роста. Сам же завод генерирует многомиллиардные убытки, по прошлому году это 25,4 млрд руб, в этом, несмотря на очень жёсткую кадровую оптимизацию, убытки будут как минимум не меньше. Фактически, ВАЗ проедает кредитные ресурсы.
Хорошей иллюстрацией может служить проект Лада Веста. Вне всякого сомнения, это очень удачный автомобиль. Но как бизнес-проект он вызывает много вопросов. Единоличным решением президента ВАЗа производство Весты было перенесено в Ижевск, что стоило заводу дополнительные 10 млрд рублей. Дело в том, что всё оснащение для Весты в Тольятти уже было подготовлено, закуплено оборудование, начался его монтаж. Всё, что создавалось на протяжении двух лет, пришлось фактически разрушить и создать заново на Иж-Авто. Плюс проект получил логистическое плечо в 600 дополнительных километров, (расстояние между Тольятти и Ижевском), по которому вынуждены возить значительную часть комплектующих для Весты.
Даже имиджевые модели мировых концернов типа Bugatti Veyron или Volkswagen Phaeton хоть и генерируют убыток, но не с таким ошеломляющим коэффициентом.
Бюджет на 2016 год тоже до сих пор не приведён к приемлемым параметрам. Сумма дополнительных затрат на 2016 год составляет, по разным оценкам, от 12 до 14 млрд руб. Очень любопытно будет взглянуть на бухгалтерский баланс ОАО АвтоВАЗ за 2015 год, но он, к сожалению, будет опубликован только через несколько месяцев. Но мы можем вспомнить, что за 2014 год АвтоВАЗ нарушил ковенанты по кредитам на сумму 35,923 млрд рублей. В отчёте за 3 квартал 2015 года четко видна отрицательная динамика в сравнении с аналогичным периодом 2014 года:
При этом общий объём обслуживаемых АвтоВАЗом кредитов по состоянию на 30 сентября 2015 год составлял 123 619 000 000 руб. А просроченная кредиторская задолженность составляла 14 504 000 000 руб.
А ведь в прежние годы, даже в кризисные 1998 и 2009, ВАЗ считался безупречным заёмщиком и обслуживал кредиты почти идеально, просрочки были либо техническими, либо весьма краткосрочными.
Хотя справедливости ради нужно отметить, что просроченная задолженность аккумулируется не перед коммерческими банками, а перед тремя основными кредиторами ВАЗа: Renault s.a.s, Ростехом и Внешэкономбанком. А эти структуры жёстких санкций к заводу применять явно не будут. Ещё забавнее то, что дебиторская задолженность (20,1 млрд руб) во многом сформирована теми же партнёрами ВАЗа по Альянсу. Так бывший Автофрамос, а ныне завод Рено Россия задолжал ОАО АвтоВАЗ 3,2 млрд руб.
Выручка ВАЗа от производства и продажи автомобилей Лада за первые три квартала 2015 года составила 67 991 000 000 руб, что почти на 20 млрд меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Однако выручка по контрактной сборке автомобилей Альянса выросла с 25 561 000 000 руб до 34 554 000 000 руб. В этой нехитрой математике «зарыта» высшая алгебра манипуляции себестоимостью. Строго говоря, бухгалтерия ОАО АвтоВАЗ перераспределяет часть прибыли от аутентично ВАЗовских машин на собираемые по контрактам. И получается, что последние – гораздо более выгодный и перспективный бизнес, чем все эти ваши Приоры, Калины и Гранты. При этом уровни локализации Гранта и, допустим, Renault Logan несопоставимы (не в пользу французской машины, разумеется). Но Logan «рисуется» более выгодным продуктом, чем Гранта.
По словам всё того же источника в руководстве ВАЗа (уровень вице-президента),
К сожалению, тут мы вступаем на очень зыбкую почву недокументированных доказательств. Увы, настоящие данные по себестоимости каждой из моделей – абсолютно закрытая информация, она известна очень узкому кругу лиц, соответствующие документы никогда не становились достоянием общественности. Но наши источники на ВАЗе имеют доступ к коммерческой тайне и не доверять им оснований нет.
По российской системе бухгалтерской отчётности чистый убыток ВАЗа за 9 месяцев 2015 составил 9 448 000 000 руб, что почти вдвое больше убытка за тот же период 2014 года. А операционный убыток – вообще 15,4 млрд руб. Другие показатели тоже оптимизма не внушают – везде динамика отрицательна:
Есть у экономистов такой параметр — коэффициент текущей ликвидности. Это, грубо говоря, отношение активов к обязательствам предприятия. Оптимальным считается показатель от 1,5 до 2,5. Если этот коэффициент меньше 1, то фирма входит в этап «критической платёжеспособности». У ОАО АвтоВАЗ коэффициент текущей ликвидности – 0,48.
При этом ВАЗ вкладывает сотни миллионов рублей в непрофильную деятельность. Когда речь идёт о поддержке автоспорта или хоккейной команды Лада – вопросов нет. Но финансировать ремонты в отелях и турбазах, превращая их в элитарные объекты недвижимости… Не далее как 5 декабря ВАЗ провёл «закрытую вечеринку с сигарами» в честь открытия отеля Lada Resort. Стоимость таких проектов – тоже, разумеется, тайна, но косвенно о них можно судить из того же ежеквартального отчёта ОАО АвтоВАЗ. Всеми гостинично-развлекательными делами ВАЗа ведает ООО Соцкульбыт-АВТОВАЗ. Финансовые вложения завода в эту «дочку» составили 769 млн. руб. На фоне проблем с оборотным капиталом и просроченными кредитами эти 769 миллионов выглядят мягко говоря странно.
Очень не хотелось упоминать про ещё одну финансовую дыру на АвтоВАЗе; но это неизбежно.
По словам нашего источника на ВАЗе, чешское рекламное агентство McShakespeare, занимающееся маркетингом и PR-консультированием (абсолютно непроверяемые статьи расходов!) за год получило порядка 5 млрд руб. Более подробно об этой стороне деятельности руководства ВАЗа можно прочесть ТУТ и ТУТ.
Вернёмся к тому, с чего начали – закрытию дочерних производств. Бизнес-логики в этом решении не просматривается, ни в какой из перспектив. Напротив, ВАЗу предстоят довольно значительные дополнительные затраты на реализацию вышеупомянутых «переносов».
Жизнь в Тольятти за последние два года сильно изменилась. Появилось много «лишних» людей, не могущих после сокращений на ВАЗе и некоторых крупных его поставщиках найти себе применение. Работы почти нет, а та, что есть, оплачивается скудно. 5 ноября Тольятти официально был признан моногородом первой категории – как город с тяжёлым социально-экономическим положением. В значительной степени это случилось благодаря финансовой ситуации на ВАЗе. Однако вспомним этап «комаровских» реформ 2009 года, когда численность работников завода сокращалась до тех же 50 тыс, что работают на ВАЗе сейчас. Тогда как-то удалось обойтись без сильных социальных волнений, людей «раскидали» по смежным фирмам, вплоть до озеленительных. А через пару лет большинство из них вернулось на завод. Нынешний же этап сокращений начался с почти полной смены руководства и избавления от значительной доли инженерного состава. Эти люди уже не вернутся «за забор». НТЦ де-факто обескровлен, сделать сейчас проект уровня Лады Весты ВАЗу очень сложно. Потому и буксует создание Нивы-3, проходящей по внутренним документам как Лада 4х4 NG. И даже в этот проект позвали людей, уже давно на заводе не работающих — дизайнера Валерия Сёмушкина и конструктора Петра Прусова, который участвовал в создании компоновки.
Многие ВАЗовцы сейчас живут в озорном ожидании: нужно «больше ада», тогда всё тут рухнет быстро и возрождать завод из руин придут действительно компетентные люди. Но это очень наивное ожидание. Не потому, что не рухнет. А потому, что возрождать уже будет нечего.


Хороший материал, Сергей, Авто непосредственно Вы?
автор
что и следовало ожидать от натовца, берем кредиты у гос.банка под гарантии РФ, и раворовываем их на отелях , чехах и т.д Надо срочно увольнять Бу и назначить русского спеца, по факту долги ВАЗа в 2 раза больше его стоимости, это значит продали францам ВАЗ а потом у них "купили " в 2 раза дороже
Тоскапичаль
Рено-Ниссан хочет уничтожить конкурента?
Вот это новости! Я думаю что или Бу (и супербоссы ростеха) знают что-то, что не знает никто другой (к примеру господдержка, Путин-то весту одобрил) или тихой сапой ваз-таки превращается в контрактного сборщика с прицелом на то, что все свои модели будут очень тесно завязаны на платформы альянса. То есть внутри сандеро, а снаружи xray. Внутри дастер, снаружи лада 4х4 NG.
Как-то совсем безрадостно...... Уж отличить прибыльное предприятие от убыточного Бу должен уметь.
Можете закидать меня тапками, но мне кажется менеджмент понимает что делает и на все есть причины.
именно. знать бы еще, какая цель поставлена. либо оптимизация и "трава не расти", либо зачистка завода от инженеров и светлая путь к сборке японо-французского инжиниринга - на Ларгусе уже опробовали...
да ладно вам, это не массонский заговор)
Как будто эта ситуация за год сложилась - к этому давно все шло. Что Бу досталось, с тем и работает, он не волшебник
"Не волшебник" не означает идиот, согласитесь.
ОПП надо под контрактную сборку проекта Кортеж отдать, а то Sollers все провалит, как пить дать
Купил Ладу Убил детей!
>> "К сожалению, тут мы вступаем на очень зыбкую почву недокументированных доказательств..."
Угу, а то и к ответу за слова притянут, чего доброго.
>> "Единоличным решением президента ВАЗа производство Весты было перенесено в Ижевск, что стоило заводу дополнительные 10 млрд рублей. Дело в том, что всё оснащение для Весты в Тольятти уже было подготовлено, закуплено оборудование, начался его монтаж. Всё, что создавалось на протяжении двух лет, пришлось фактически разрушить и создать заново на Иж-Авто".
Срыв покровов, Бу теперь не отвертеться:
"Президент АВТОВАЗа отметил, что в Тольятти для производства LADA Vesta нет цеха сварки, нет цеха окраски, а также нет оборудования для цеха сборки. Из-за этого было принято решение седан LADA Vesta выпускать в Ижевске, где для этого есть все необходимые условия: есть цех сварки, окраски и сборки".
Я тоже заметил нестыковку
Тут все не правы, а что весту нельзя было крсить на линии ВО или Приоры? Сдругой стороны почему нет такой себестоимости на Автоторе там же запчасти тянут аж из Германии. Похоже тут подковерные игры разных фракций на автовазе кто на себя перетянет ковер. Но одно иностранцев с ВАЗа надо выкидывать, а непрофильные активы продавать всякие гостиницы, базы отдыха и тВ. На продажу.
Продажа ВАЗ рено большая ощибка, необходимо добиться отставки Андерсона с поста дитектора и продавть к чертовой матери все непрофильные активы, и да надо немедлено выкупать у Рено ВАЗ обратно.
Бу Андерссон работает с АвтоВАЗом как с бизнесом. Никто из российских менеджеров не умеет так быстро запускать в производство новые продукты (ни в одной из отраслей). Если вы желаете смерти АвтоВАЗу и всей российской автомобилестроительной и обрабатывающей отрасли - да, пожалуй, надо отдать АвтоВАЗ в управление алчным московским менеджерам-чиновникам.
Я думаю, что автор статьи вместе со своим информатором очень много смогут сделать, если их посадить на место Бу Андерссона. Всегда легко рассуждать, критиковать, лить воду и думать, что ты супержурналист. Однако попытайтесь хоть немного представить себя на месте президента АВТОВАЗа и думаю, что все станет ясно. Цифры, которые вы приводите, видимо пугают Вас самого и вашего информатора. Чем поливать грязью ранние всходы, лучше бы предложили СВОЮ программу развития. Сейчас для завода новая веха, или мы ее пройдем все вместе с Верой и позитивным настроем или все просрем, благодаря таким статьям. Конечно, сложно для некоторых понимать, зачем закрывают ОПП, ВИС авто, Лада-Спорт - только вот когда их открывали никто вопросов не задавал, зачем??? Строили здания, организовывали процесс, тратили столько бобла...А теперь жалко стало. Все что выводили с завода (производства к\и или спец а\м) в 90х и начале 2000х, выводили в интересах бизнесов тогдашних ТОП менеджеров. До сих пор остаются такие. Автору статьи спасибо за информацию, однако хочется больше конструктивной критики и конкретных предложений. А вообще надо думать о Лучшем и Хорошем! Надеюсь у АВТОВАЗа впереди только светлое будущее.
Уточню по ВИС-АВТО:
- на начало декабря изготовлено и продано 3900 автомобилей всех моделей ВИС и БРОНТО, в том числе 2500 LADA 4x4 Urban (до октября 2015 Urban собирался на ВИС-АВТО);
- до конца года будет изготовленно более 4000 авто (какие такие менее тысячи в 2015 г.?).
Работает на ВИС-АВТО на декабрь - 396 чл.
... предмет надо знать, господа авторы, о котором пишите.
LADA 4x4 Urban - не аутентичная продукция ВИС-Авто поэтому я её не считал. Имелись в виду только коммерческие автомобили. Но за уточнение спасибо.
Знаете, я уже не первый раз читаю призывы сменить Бу Андерсона. Я не защищаю его, но хотелось бы отметить - что именно под его руководством на Вазе начались какие-то перемены. Я просто обыватель и не эксперт,не диванный аналитик, я не вижу всей картины и в общем-то мне всё равно до его методов руководства и управленческих талантах, ровно как и личностных качеств. Я привык оценивать людей по делу. По факту изменения модельного ряда в положительную сторону произошли, новые модели запущены в срок как и обещано. Лично мне абсолютно всё равно, какими инженерами и руками будет произведён продукт, на какой платформе, но если он будет качественным и доступным - я проголосую за него рублём. В конечном итоге многие и отказались от отечественного автопрома в своё время, т.к. патриотические чувства не смогли перевесить эксплутационные показателями иностранного автопрома. Конечно есть ещё люди, которые ездят на заведомо некачественном продукте, зато русского производства. Но таких становится всё меньше. В данной ситуации если Вам предлагают хороший продукт, да ещё и отечественного производства - чем не повод для гордости и возобновления патриотических чувств? Что собственно и происходит - интерес у народа к новой продукции ВАЗа говорит сам за себя.
Что по поводу высказываний на манер: а давайте прогоним Варягов, да наших посадим. Были наши. Эффективные управленцы, один г-н Артяков чего стоил. Если уж и нашего человека, то человека от сохи, из Ваза. Инженера-производственника, а не очередного промосковского управленца, представляющего интересы определенных людей, а не судьбы ввереного предприятия. И покуда второе не произойдёт, пускай лучше будут Варяги. Как показывает практика - результат лучше.
А будут ли новые вазы на собственной платформе, построенными инженерами русскими (как это с вестой) или же это будут переделанные рено-ниссан с их инженерной школой машины - мне всё равно, главное что бы это был качественный продукт, которому я смогу вверить заботу о своей семье. Остальное - лирика.
Простите, но я в своей заметке ни к чему не призываю. Мне безразлично, кто управляет ВАЗом.
Мой пост адресован скорее не вам, а просто, о наболевшем, в массы. О настроении на разных ресурсах, относящихся к автопрому, да и здесь комментирующим. Вы, как профессионал, преподносите факты, лишь изредка привнося своё мнение, для эмоциональной окраски. Работу профессионала всегда приятно видеть, поэтому и читаю ваш ресурс. Прошу Вас не воспринимать мои мысли в свой адрес
Я думаю все намного проще у Рено как совладельца перспектива оптимизировать затраты на ВАЗ, но перед этим его фин состояние надо подогнать до уровня полной жопы для мотивации кардинальных изменений, скорее всего для полноценной прибыльной стратегии развивать свое ниокор ни к чему, вполне могут обойтись платформой от рено и небольшими косметическими изменениями, в этом ключе стратегия закрытия опп и прочих мелких подразделений оправдана тк держать спецов для разработок и доводок ни к чему.
А через 2/3 года объяват о сокращении всех конструкторских и исследовательских программ постепенно превращая завод в автосборочный. В этом есть логика тк для концерна Рено держать несколько команд по R&D неоправдано, а русский филиал по эффективности я уверен самый худший (еще ни одна платформа разработанная вазом не стала в концерне глобальной). Вот и будут только собирать готовый автомобиль а разработкой будут заниматься французы/японцы/корейцы.
димон им из бюджета еще миллиардов выпишет,в пустоту,но выпишет