Эту машину сотрудники научно-образовательного центра Транспорт Нижегородского технического университета начали проектировать в 2014 году, используя средства ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Для НГТУ это не первый опыт в создании вездеходов, в прежние годы там уже принимали участи в разработке внедорожных транспортных средств, например, ЗВМ-39081 Сивер (на базе ГАЗона) и гусеничного ЗВМ-24112ГП Узола (сейчас они производятся на заволжском Заводе вездеходных машин).
Параллельно этому в Русской автомобильной компании (Русак) из Набережных Челнов начали работу над проектом модульно-унифицированного транспорта.
Фирма Русак это автомобильное подразделение компании КОМ, специализация которой – агрегаты трансмиссии – коробки передач, раздатки и т.д. Соответственно, проектирование универсальной платформы начали с шасси. В основе которого – осевой модуль. Не просто мост, но именно модуль, вместе с элементами подвески, ступицами и пр. Таких модулей разработано четыре: простой, управляемый, ведущий и ведуще-управляемый. Везде применена независимая двухрычажная подвеска с пневмобаллонами в качестве упругих элементов и возможной нагрузкой на ось до 6 тонн.
Кроме того, разработаны унифицированные модули для кузова автобуса, позволяющие собирать пассажирскую машину как из кубиков, просто набирая необходимые компоненты – двери, окна, фрагменты с мостами.


Вот как об этом проекте рассказывает директор ООО Русак Василий Маньковский.
Теперь вернёмся к восьмиколёсному вездеходу.
Начали проектировать его под руководством замдиректора НОЦ Транспорт Александра Блохина. Нижегородцы сделали все расчёты – геометрия, тяговые характеристики и т.д. Они же разработали роботизированный привод переключения для коробки передач.
А саму машину построили уже в Набережных Челнах, на производственной базе Русака. Это дело пришлось на довольно кризисный 2016 год, поэтому полностью оригинальной конструкцию делать не стали, взяв агрегатную базу от Iveco Daily: двигатель F1C 2,7, коробку передач, кабину. Всё это хозяйство поставили на вышеупомянутые оригинальные мосты. Так же Русак для этого проекта сделал главные пары, раздаточную коробку, колёсные редукторы и рулевое управление (кроме самого рулевого механизма). Руководил всеми работами главный конструктор Андрей Яковенко.
Дизайн тоже авторский, от Ильгиза Хамадеева: кабину Iveco он удачно дополнил пластиковым оперением. Если машина пойдёт в серию, то использовать можно более дешёвую кабину от ГАЗели Некст или же свою каркасно-панельную, она уже разработана.
Строить четырёхосник начали в 2014 году, а первый выезд состоялся в ноябре 2016. Окончательно пока машина не готова, там есть, что доработать. Но в общем и целом концепция понятна: машина для тяжёлого бездорожья с минимальным давлением на грунт. Такая может быть востребована на Крайнем Севере, у нефтяников и газовиков, у геологов, да и просто как грузовик для пересечённой местности, снега и тундры, как замена гусеничным транспортёрам.
Сейчас проект замер в ожидании инвестора. Как утверждает Василий Маньковский, они готовы начать делать по предзаказам такие машины хоть завтра, были бы заказы.
Колесная формула |
8х8 |
Максимальная скорость: -по твердому покрытию, км/ч не менее — по воде, км/ч, не менее |
70 6 |
Снаряженная масса, кг |
5300 / 5500* |
Грузоподъемность, кг |
1100 / 2500* |
Двигатель |
Дизельный Iveco Daily F1C 2,7 |
Коробка передач |
Механическая |
Дорожный просвет, мм, не менее |
550 |
Колесная база, мм |
2000 / 4900 |
Максимальный преодолеваемый подъем, град, не менее |
30 |
Вместимость кабины, чел |
7 в т.ч. водитель |
Шины передние, задние |
Низкого давления 1300х700-21” 2-х слойные Индекс нагрузки 100 (800кг) |
Габаритные размеры, мм ДхШхВ |
6800х2530х3100 |
Ёмкость топливных баков |
2х150л |
Русский автомобиль — независимое издание, не имеющее спонсоров, инвесторов и рекламодателей. Если вы сможете поддержать редакцию скромным пожертвованием, то нам будет проще делать интересные материалы.


У Василия Владимировича много инновационных проектов...
ZF-Каму они уже своим семейством инновационных КП КОМ-НАМИ победили..
Идея модульной конструкции автобусов настолько банальна и стара, что даже стыдно пытаться ее продвигать. Обычно модульностью в виде кубиков-сегментов кузова увлекаются студенты автоинженерных вузов. Думаю, в серийном производстве эти кубики оборачиваются стремными зазорами, которые плохо отражаются на внешнем виде конечного продукта.
"Сейчас проект замер в ожидании инвестора."- наверное инвестора отпугивает название :).