Завод Дервейс в Черкесске получил возможность стать участником соглашения по промсборке, рассказал Коммерсанту источник в отрасли. В Минэкономики подтвердили, что Дервейс сообщил о приобретении 100% группы «Химэкс» (владеет соглашением), а также обратился с просьбой внести изменения в документ, прописав там китайские бренды. Сейчас соглашение на рассмотрении в Минэкономики. Покупка «Химэкса» у дочерней компании правительства Москвы прошла в июле, поясняет собеседник газеты. В Дервейсе и Минпромторге этого не комментируют.
На Дервейсе выпускаются модели китайских марок Brilliance, Hawtai, Geely, Lifan, Chery и JAC, мощность завода — 50 000 машин в год, за семь месяцев выпущено около 15 000 штук. По данным «СПАРК-Интерфакс», 51% акций у «Сбербанк Капитала», 44% — у президента Дервейс Хаджи-Мурата Дерева, 5% — у вице-президента по развитию Александра Романова.
Соглашением о промсборке, полученным Дервейсом, десять лет никто не пользуется. «Химэкс» заключил его в 2005 г. по старым, менее жестким правилам: беспошлинный ввоз компонентов при обязательствах выйти на выпуск не менее 25 000 машин и 30%-ный уровень локализации. Компания планировала собирать LCV и среднетоннажные грузовики на Ставрополье, но проект был заморожен. В 2012 г. контрольный пакет «Химэкса» купило СП Сбербанка и Москвы «МосавтоЗИЛ», соглашение активировали в декабре 2013 г., но к производству не приступили, переговоры велись с Fiat, Renault и Hyundai. Кроме того, акционеры «Химэкса» договаривались о реализации проекта на ЗИЛе.


Derways = путь дерьма?