КамАЗ отмечает юбилей – сорокалетие со дня выпуска первого двигателя. Выпуск дизельных моторов модели КамАЗ-740 мощностью 240 л.с. стартовал 4 декабря 1975 года.
Первые двигатели собирались в ручном режиме и также вручную передвигались с позиции на позицию, затем уже была запущена автоматизированная линия сборки. Первую серьёзную модернизацию двигатель пережил через 20 лет, когда его довели до экологических норм Евро-1. Время разработки мотора класса Евро-1 совпало с масштабным пожаром на заводе и с финансовыми трудностями. Однако к концу 90-х завод двигателей был восстановлен и перешёл к массовому выпуску моторов следующего экологического класса — Евро-5.
В начале 2000-х КамАЗ начал испытания двигателей, соответствующих требованиям Евро-3. Тогда же сформировались новые подразделения, в частности, цех по производству новых изделий, в котором начали изготавливаться основные алюминиевые и чугунные детали, системы впуска и охлаждения двигателя и т.д.
С 2008 года и по сей день на заводе выпускают различные модели двигателей уровня Евро-4, которые применяют для многих видов грузового и пассажирского транспорта. Их мощность доходит уже до 450 л.с., они надёжнее и экономичнее, а от предшественника Евро-3 отличаются аккумуляторной системой топливоподачи Common Rail. Помимо дизельных двигателей, завод освоил выпуск газовых моторов, количество заказов на которые растёт с каждым месяцем.
Сейчас завод двигателей проходит очередной этап модернизации. На подходе новая раздаточная коробка – опытные образцы изготовили ещё в ноябре. Также на стадии запуска новые ведущие мосты. Завезено и смонтировано оборудование для полной токарной и фрезерной обработки шестерен фирм Pittler и Klingelnberg. На данный момент идут пусконаладочные работы и обучение персонала.
В 2017 году ожидается появление абсолютно нового мотора, который разрабатывается по заказу КамАЗа швейцарской компанией Liebherr.
«Мы сформировали техзадание, провели переговоры с потенциальными поставщиками из многих стран мира, определили, какое нужно оборудование для изготовления этого двигателя – это 30-40 единиц, сейчас вышли на стадию тендера, идёт выбор поставщика, – отметил Снарский. – В рамках проекта мы должны получить двигатель разных мощностей, который покроет диапазоны от 350 до 700 л.с.: двигатель достаточно гибкий, который будет соответствовать современным экологическим требованиям, позволяющим выйти на уровень Евро-6, и достаточно экономичный, будет конкурировать с лучшими мировыми моделями», — приводит слова директора завода двигателей Сергея Снарского пресс-служба КамАЗа.


Первый двигатель имел мощность 210 л.с. Для автобусов существовал дефорсированный вариант в 180 л.с. А вариант в 240 л.с. появился гораздо позже, когда на него поставили турбину без промежуточного охладителя.