Реставраторы музея военной техники Уральского горно-металлургического комбината (г. Верхняя Пышма) воссоздали единственный в мире пятибашенный танк Т-35, который производился на Харьковском паровозостроительном заводе в 1933-1939 гг. В настоящее время в мире сохранился только один оригинальный экземпляр этой боевой машины, который находится в музее бронетанковых войск в подмосковной Кубинке. Верхнепышминский экземпляр фактически представляет собой реплику оригинального танка — эту машину воссоздавали по оригинальным чертежам и фотографиям на участке ремонта и реставрации военной техники и ретро-автомобилей АО «Уралэлектромедь» при содействии столичных реставраторов.
«Т-35 — это символ сталинской индустриализации, военной мощи СССР. Оснащённый тремя пушками и шестью пулеметами, в начале и середине тридцатых готов прошлого века Т-35 стал самым мощным танком в мире. Именно благодаря своему более чем внушительному вооружению его часто называли «сухопутным линкором». Своего рода символом признания этого танка и того значения, которое ему придавалось, стал тот факт, что именно он изображён на знаменитой медали «За отвагу», — приводит слова директора музея военной техники Александра Емельянова пресс-служба УГМК.
Т-35 был спроектирован в 1931-1932 году, всего было изготовлено 59 экземпляров боевой машины. Длина танка составляла десять метров, ширина чуть больше трёх, а высота 3,5 метра, управлял им экипаж из 9-11 человек. В 30-х годах прошлого века он стал неотъемлемой частью всех центральных военных парадов, принимал участие в учениях и маневрах, однако до 1941-го года в военных действиях не использовался. Первые же столкновения с противником в начале Великой Отечественной войны показали несовершенство данной боевой машины. В первую очередь сказалась очень малая скорость танка (до 10 км/ч), относительно небольшой запас хода и слабая бронезащита, что делало эти машины лёгкой мишенью. Подавляющее же большинство Т-35 было потеряно на марше из-за технических неисправностей, а также отсутствия должного уровня технического обслуживания.
Основные работы по воссозданию Т-35 у верхнепышминских реставраторов заняли 6 месяцев, заново было изготовлено более тысячи деталей, работали над машиной 10 специалистов участка ремонта и реставрации военной техники и ретро-автомобилей АО «Уралэлектромедь». На площадку музея военной техники УГМК танк доставили авто-тралом, после чего его при помощи двух 50-тонных кранов устанавливали площадку (на это ушло 5 часов).
Музей УГМК является одной из самых крупных выставочных площадок военно-технического профиля наряду с музеями Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти и Саратова. За 10 лет в коллекции музея собрано более 200 единиц военной техники и раритетных автомобилей.


Браво! Один из самых необычных танков за всю историю станкостроения. Пятибашенное бесполезное чудовище эпохальной брутальности. За что и ценим всеми танкофилами.
Он не на ходу?
Интересно, при изготовлении корпуса использовали клепку или сымитировали заклепочные соединения?