Иллюстрации украдены из интернета
Не так давно СМИ обошла волнующая новость: китайские учёные из тамошней Академии Наук разработали «принципиально новый» способ передачи данных в условиях «последней мили» — с использованием обычных осветительных ламп на светодиодах.
При частоте в сотни килогерц их мигания не могут быть «пойманы» глазом человека и источник света не воспринимается как пульсирующий, а вот для фотоприёмника такое распознавание не представляет проблем. Китайцы продемонстрировали устойчиво работающий канал на 2 Мбит/сек с перспективой увеличения скорости передачи до 10 Мбит/сек. Дескать, такая технология вполне способна стать более дешёвой альтернативой Wi-Fi – оборудование для светопередачи получается дешевле (хотя верится в это слабо – куда уж дешевле-то?) и не оказывает, в отличие от электромагнитного, негативного влияния на здоровье человека..
Всё бы хорошо, но журналисты поторопились выдать китайцам приоритет на эту технологию, такие работы ведутся уже много лет и во многих странах. Первая работоспособная сеть была продемонстрирована японцами из университета Кейо ещё в 2003-м году, потом о таких исследованиях сообщения поступали регулярно. На сегодняшний день в этой области разрабатывается несколько крупных проектов, таких как Visible Light Communication или Smart Lighting и дело идёт к созданию отраслевого стандарта на этот тип передачи данных.
Какое всё это имеет отношение к автомобилям и противоугонным технологиям? Самое прямое, как оказалось. Пока иные увеличивают скорость передачи (уже пройдена планка в 500 Мбит/сек), Siemens Corporate Research представил проект системы слежения за автомобилями, в который заложены и противоугонно-поисковые функции. Пока он существует в виде оформленной концепции, но не исключено, что уже в этом году опытная сеть будет построена в Мюнхене, родном городе Siemens AG.
Суть в следующем. В городах (и на многих межгородских трассах) имеется уличное освещение, которое сейчас активно переводится с люминесцентных ламп на светодиоды. В рамках этой модернизации каждый фонарь может стать и элементом системы передачи данных. А все они вместе образуют сеть с очень большой площадью покрытия, причём именно тех мест, где ездят автомобили. Кроме фонарей, в систему будут включены светофоры, светящиеся дорожные знаки и указатели и даже подсветка рекламных щитов и магазинных вывесок. Очевидно, что в полной мере такая система будет работать только в вечерне-ночное время, когда включается вся указанная иллюминация, но и днём обещают бесперебойную работу за счёт тех же светофоров и «дежурных» фонарей. Заметим, яркий солнечный свет не является преградой для систем VLC, падает лишь скорость передачи данных.
Итак, в одну сторону канал уже есть. А в другую сторону данные будут передавать автомобили, оснащённые светодиодными фарами или задними фонарями (планируется, что к 2014 году применение светодиодов в автомобилях станет обязательным правилом ЕЭК ООН, как элемент общеевропейской борьбы за снижение выбросов и экономию топлива). Стационарные фотоприёмники монтируются там же где излучатели (на фонарях, светофорах, в любом месте – хоть в дорожной разметке!), габариты их минимальны, равно как и энергопотребление (микроамперы). А вот фотоприёмником автомобиля могут стать… стёкла! Именно над этим сейчас работает другая немецкая фирма, Continental AG. Её идея состоит в том, чтобы снабдить все стёкла самозатемняющимся жидкокристаллическим слоем, в который имплантировано некоторое количество фотодиодов. Размер последних таков, что глазу они незаметны, но в совокупности составляют светочувствительную матрицу, принципиально аналогичную таковой в цифровых фотокамерах. Только в камерах пиксели-фотодиоды расположены кучно, а на стекле – распределённо.
Таким образом немцы стараются построить систему слежения и навигации, неуязвимую для традиционных методов противодействия, таких как радиочастотное глушение. Теоретически, у VLC уязвимостей не меньше, к тому же технология пока не опробована на масштабных объектах, но при должной доводке может получиться если и не альтернатива радиопоиску, то, по крайней мере, хорошее дополнение к нему.
Принцип определения местоположения здесь применён тот же, что и в Wi-Fi-навигации. Каждый стационарный приёмопередатчик заведомо знает свои координаты, остаётся их лишь «подмешать» в диалог между ним и автомобилем. Это может служить как самостоятельным навигационным сервисом, так и корректирующим к GPS/ГЛОНАСС. А в случае угона автоматически включается поиск и идентификация автомобилей, причём алгоритм такого диалога должен быть жёстко прописан в бортовой электронной системе любого автомобиля, сертифицированного для продажи в Европе (возможно, это тоже станет одним из новых Правил ЕЭК ООН).
Как видим, технических проблем для реализации такого проекта не так много, а вот организационных – целая куча. Речь идёт о повсеместном внедрении недешёвых новшеств в автомобили, оплата которых ляжет, разумеется, на потребителя. Но никто пока, слава богу, не предлагает внедрять систему поиска на базе VLC в качестве обязательного атрибута. Главное – создать базовую инфраструктуру, а этот процесс во многих городах Европы уже идёт (внедряются светодиоды). И не только в Европе: что-то похожее хотят построить в Бостоне и Нью-Мехико, где местные университеты реализуют проект Smart Lighting Technologies.


Нет комментариев